С каждым новым днем экономико-политическая ситуация в Украине все более обостряется. И даже сообщение Госкомстата об августовской дефляции (0,2%) сильно не радует, поскольку рост цен производителей в этом месяце ускорился до 1,8%. Это говорит о том, что ценовое затишье вскоре закончится. Но при этом никто не знает, как долго будет продолжаться девальвация национальной валюты, дестабилизующая промышленность, бизнес и бюджетную сферу и угрожающая новыми потрясениями банковской системе и гражданам страны.
Президент Виктор Ющенко считает, что прямую ответственность за стабильность гривни несет правительство Украины. Выступая в воскресенье на одном из телеканалов, глава государства напомнил, что закон «О Кабинете Министров» определяет, что правительство несет ответственность за экономическую, социальную политику в государстве, а также способствует стабилизации национальной валюты. «Правительство не должно разрушать стабильность национальных денег», — сказал Ющенко и привел данные о том, что за семь месяцев нынешнего года Национальный банк более чем в четыре раза увеличил эмиссию для финансирования непокрытых доходов государства. «Это, очевидно, и привело к тому, что гривня стала более слабой», — отметил Ющенко. Он даже не исключает отставки главы Нацбанка Владимира Стельмаха до окончания его полномочий, если тот и дальше будет создавать угрозу банковской системе, потворствуя политике правительства в решении проблем бюджета при помощи эмиссии и последующей девальвации гривни. Это Президент заявил на днях в интервью деловым СМИ. «Я наложил повторное вето (на закон о финансировании Нацбанком в объеме 10 миллиардов гривен подготовки к Евро-2012). Каждая эмиссия сегодня — миллиард или полтора — будет критичной для стабилизации гривни. Потребности бюджета в средствах нужно покрывать за счет привлечения денег с рынка, например, выпуская ценные бумаги, а не за счет эмиссии, которая девальвирует гривню», — сказав Ющенко. По его словам, правительство осуществляет давление на НБУ, чтобы получить доступ к печатному станку.
С другой стороны, Нацбанк постоянно служит мальчиком для битья и для «неблагодарного» правительства, которое уже много раз заявляло, что девальвация — это исключительно его вина, поскольку оно (а может, «она») не имеет никаких законных рычагов влияния на НБУ. Однако вчера в этой финансовой перепалке ветвей власти прозвучало новая нота — еще и очень резкое обвинение в адрес Ющенко, причем со стороны его бывшей фракции «Наша Украина — Народная самооборона». Лидер НУ-НС Николай Мартыненко предложил возобновить работу следственной комиссии парламента по изучению ситуации с падением курса гривни и причастности к этому Президента Украины Виктора Ющенко. «Когда все специалисты, и украинские и зарубежные, говорят о том, что у нас нет экономических оснований для падения курса гривни, мы видим то, что происходит на валютном рынке. Мы знаем, кто контролирует в государстве Национальный банк — это лично Президент Виктор Андреевич Ющенко. Он, по сути, единолично это делает, и гривня в его руках стала разменной монетой наступающих президентских выборов», — сказал Мартыненко на заседании согласительного совета руководителей депутатских фракций. По его словам, глава Нацбанка «сейчас де-факто отстранен от своей должности и де-факто эту должность занимает Виктор Ющенко». Депутат считает, что гнев Президента и его готовность уволить Стельмаха с должности главы НБУ вызвало не падение гривни, а сотрудничество НБУ с правительством.
А что думает по этом поводу оппозиция? Отвечая на этот вопрос «Дня», народный депутат (ПР), президент УСПП Анатолий Кинах сказал: «Я не хочу комментировать Президента Украины. Но хочу напомнить и ему, и всем, кто работает во властных структурах, что власть и ответственность — это синонимы». Президент, по словам Кинаха, также отвечает за ситуацию, которая имеет отношение к Нацбанку и к очень серьезным проблемам, возникшим в финансовом секторе. Кинах заявил: «Я ожидал, что Президент направит свои полномочия, свою волю и ум на то, чтобы правительство и НБУ имели общую прозрачную программу антикризисных действий, имеющуюся у всех государств. Вместо этого мы слышим взаимные обвинения».