Международный альянс интеллектуальной собственности третий год подряд классифицирует Украину как одного из мировых пиратских лидеров. Особенностью нынешнего доклада прежде всего стала смена акцентов: если раньше нам инкриминировалось массовое производство контрафактной продукции, то сейчас Украина фигурирует в «черном» списке «всего лишь» как основной транзитный канал для поступления в Европу компакт-дисков российского и белорусского производства. При этом международные эксперты уверены, что часть контрабандной продукции «по-братски» оседает в Украине. Косвенно Украина еще повинна и в том, что повела борьбу с пиратством: жесткие меры привели к тому, что несколько подпольных заводов перебрались в Россию, из-за чего там значительно возросли объемы производства компакт-дисков.
Отечественные специалисты воспринимают такие выводы международного сообщества как далеко не бесспорные. Однако, как считает заместитель руководителя департамента торговых ограничений и контроля за внешнеэкономической деятельностью Минэкономики Александр Красуля, нам нужно не кивать на другие страны, где нарушения прав интеллектуальной собственности еще масштабнее, а исправлять положение. Тем более, что, провозгласив курс на евроинтеграцию, мы должны принимать предложенные нам правила игры. По мнению заместителя генерального директора Украинского союза интеллектуальной собственности Максима Коваля, несоблюдение международных норм в области интеллектуальной собственности может стать одним из камней преткновения на пути Украины в ВТО. Немаловажно и то, что пока эта проблема стоит на повестке дня, Украина из-за введенных США экономических санкций продолжает нести ощутимые потери: по разным оценкам, они уже достигли $50 млн. В то же время история взаимоотношений с FATF, отметил А.Красуля, показывает, что при условии тесного взаимодействия правительства и парламента можно сравнительно быстро добиться отмены наложенных на Украину штрафных санкций. Минэкономики уже подготовило ряд изменений к Закону Украины «Об особенностях государственного регулирования деятельности субъектов хозяйствования, связанной с производством, экспортом, импортом дисков для лазерных систем считывания», при этом были учтены предложения, поступившие от Посольства США.
Между тем, отголоски борьбы за соблюдение международных норм в области интеллектуальной собственности наконец-то докатились до отечественного рынка компакт-дисков: впервые на нем появилась лицензионная продукция. Правда, пока этот сегмент рынка, по оценке директора компании «IT-Консалтинг» Александра Бернатовича, невелик — не более 10%. Этой деятельностью заняты единицы, работающие на устаревшем зарубежном оборудовании, и поэтому говорить всерьез о зарождении высокотехнологической индустрии сегодня не приходится. По- настоящему конкурировать с «пираткой» лицензионным дискам трудно вследствие их дороговизны и невысокой покупательной способности граждан. Основная же масса продающихся в Украине компакт-дисков по-прежнему является пиратской и имеет преимущественно российское происхождение.
С прошлого года в Украине был установлен порядок лицензирования импорта компакт-дисков, предусматривающий получение одноразовой лицензии. Как это часто бывает, замысел был хорош, однако на практике это только усложнило жизнь тем, кто решил работать легально. В то же время, по словам А. Бернатовича, в Украине процветает контрабанда новейших лицензионных программных продуктов: ее осуществляют крупные дистрибьюторские структуры, беспрепятственно ввозящие и продающие в Украине лицензионные диски, в обход всех таможенных правил и процедур. Одним из стимулов к легальной деятельности для украинских компаний может стать Реестр производителей и поставщиков программного обеспечения (решение о его создании принял Кабмин): А.Бернатович считает, что внесенные в реестр предприятия должны быть освобождены от лицензирования ПО. Главная же сложность, по мнению А.Бернатовича, состоит в том, что большинство программных продуктов, считающихся легальными, на самом деле таковыми не являются, потому что во многих случаях не прослеживается цепочка их прохождения от правообладателя до конечного потребителя.