Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Какой учебник лучше?

Еще не все авторы и учителя готовы к выбору
16 августа, 2005 - 20:04
В МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ИДЕТ ПРЕЗЕНТАЦИЯ НОВОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 5-x КЛАССОВ / ФОТО АЛЕКСАНДРА КОСАРЕВА / «День»

Вчера в Министерстве образования и науки состоялся «парад» победителей Всеукраинского конкурса учебников для 5-го класса. Напомним, что именно эта параллель впервые обучается по новой, 12-летней программе. На выставке красовались книжки, занявшие первые, вторые и третьи места. Их издание в тех или иных пропорциях финансируется государством. На сегодняшний день заключено 103 договора с 23-мя издательствами государственной и частной форм собственности на печатание учебников за государственный счет. Несмотря на повышение стоимости затратных материалов и полиграфических услуг, в этом году средняя себестоимость учебника для общеобразовательной школы составила 6,1 гривни. Только для учащихся 5 х классов сейчас в производстве76 наименований учебников. В том числе и переводных. Их общий тираж составляет 7607,57 тысячи экземпляров на сумму 49603,05 тысячи гривен. Для обеспечения школ с русским языком преподавания, а также — румынским, венгерским, молдавским, крымскотатарским, польским и болгарским, подписаны договора общим тиражом в 1,3 миллиона экземпляров на сумму близкую, к 10,5 миллиона гривен. Самые дорогие учебники для слепых детей, набранные шрифтом Брайля. Их стоимость колеблется в пределах примерно от 200 до 400 гривен. Это — если не говорить о математике. Для невидящих первоклашек четыре части учебника имеют себестоимость более тысячи гривен. В этом году впервые в Украине для слепых учеников первых, третьих и четвертых классов общеобразовательных школ шрифтом Брайля будет издано 14 наименований учебников. Их тираж — 728 экземпляров, а стоимость — 231,5 тысячи гривен.

Чтобы учебники, изданные на государственные средства не перепродавались, министерство весь заказанный на бюджетные деньги тираж промаркировало — пометило специальной припиской с предупреждением на запрет продажи каждого такого экземпляра, а также ужесточит контроль за получением этих учебников школами и за их сохранностью.

На сегодня учителям предложено выбирать среди рекомендованных учебников любой, на котором имеется гриф (разрешение) министерства. Однако, как утверждают эксперты, заинтересованные структуры имеют возможность повлиять на этот выбор прямым давлением или хотя бы тем, что обеспечат школы бесплатной учебной литературой только определенного автора.

Надежда Бибик, академик-секретарь отделения дидактики, методики и информационных технологий в образовании АПН Украины, сказала «Дню»: «Наибольшим достижением развития школы в годы независимости стала ее вариативность. Это дало возможность лучше ориентироваться на потребности ребенка, его возможности. Однако в последнее время ощущается тенденция к ее сворачиванию. Об этом говорят результаты конкурса, когда по отдельным предметам для государственного финансирования выбран только один вариант учебника. В этом году на конкурс учебников было подано мало работ, ряд авторов не поверили в честность игры. Еще возникла большая путаница с понятиями. Вариативной школе не нужны вариации по мотивам одного учебника. Ей нужны альтернативные учебники, отличающиеся самой методической идеей.»

Как выяснилось, родители учащихся склонны доверять выбор учебников своему учителю, однако покупать их за свои деньги довольно накладно. «В среднем за учебник для 8-го класса мне пришлось платить на рынке гривен по двадцать», — сказала «Дню» киевлянка Раиса Курносенко, мама 12-летней Александры. Учитель математики с 42-летним педагогическим стажем киевской школы №200 Людмила Лобас сказала «Дню», что хорошо, когда есть выбор учебников, что коллектив математиков школы обсуждает предложенные варианты и предлагает родителям лучшее на их взгляд для данной категории детей, однако приходится считаться с материальными возможностями семей учащихся.

Следует сказать, что призерам нынешнего конкурса учебников еще рано почивать на лаврах. Пока все они имеют лишь «рекомендательный» гриф. Через 3-4 года апробации новинок министерство (будем надеяться, что с учетом мнения общественности и квалифицированных экспертов) вынесет более значимый вердикт лучшим — «Утверждено» вместо «Рекомендовано». Первый заместитель министра образования и науки Борис Жебровский сказал «Дню», что рассчитывает на то, что в следующем году удастся начать переход к иному качеству школьных учебников. Много придется поработать и с учителями, которым после многолетней работы сложно воспринимать новые идеи. Борис Михайлович считает: «Среди сегодняшних новинок слишком много привычных традиционных моделей для страны. В цивилизованных странах основной принцип построения учебника не в том, чтобы дать для заучивания определенную сумму знаний, а в том, чтобы побудить ребенка к поиску нужной ему информации через ссылки на различные источники, и в первую очередь интернетные сайты. И еще — украинским учебникам нужна более высокая культура полиграфии. Кстати, для киевских школьников вводится дополнительная дисциплина «Информатика», и учебники по этому предмету создаются в свете новых требований».

Людмила РЯБОКОНЬ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ