Сегодня исполняется девять дней, как ушла в мир иной прекрасная украинская актриса Марина Герасименко, которая была связующим звеном нескольких поколений франковцев.
Какое страшное слово «была». Почти четыре десятилетия Марина Константиновна являлась ведущей актрисой Театра им. И. Франко, создав десятки ярких ролей в таких разных спектаклях, как «Украденное счастье», «Энеида», «Житейское море», «Страница дневника», «Две семьи», «Антигона», «Грех», «Три сестры», «За двумя зайцами», «Пигмалион» и др.
Сегодня франковцы говорят, что со смертью актрисы они почувствовали себя осиротевшими.
— Марина Герасименко и Степан Олексенко пришли работать в наш театр в середине 60-х годов. Эта семейная пара, такая красивая и талантливая, была для актеров эталоном на сцене и в жизни. Они сразу влились в коллектив франковцев — такие азартные, куражные! Их приметила тогдашняя прима Наталья Ужвий. Супруги Герасименко — Олексенко были немногими, кто был вхож в дом актрисы. Все праздники они встречали вместе, — вспоминает заведующая литературной частью Театра им. И. Франко, племянница Ужвий Наталья Пономаренко. — Марина была такая красивая, рыжеволосая, с невероятно выразительными глазами. Она сумела объединить в себе талант замечательной актрисы, прекрасной жены, хлебосольной хозяйки, потрясающей матери и невероятной бабушки. Марина дружила и с Ольгой Кусенко. Била тревогу в театре, когда актриса себя плохо чувствовала, фактически, была с ней до ее последних дней. Герасименко жила в оном доме с Нонной Копержинской, опекая ее по- соседски, по-актерски. По натуре Марина была добросердечным человеком, помогая не только словом, но и конкретным делом. Герасименко была совестью нашего театра. Она прекрасно понимала, что, лишившись сцены, актер может сломаться. Марина никогда не жаловалась на свою судьбу. Хотя пережила огромную актерскую драму. В последние годы мало играла. Исподволь ее силы подтачивала болезнь, но стоило спросить: «Как дела?» — всегда отвечала: «Нормально!»
Марина обладала уникальной памятью. Историю театра знала прекрасно. На ее глазах рождались многие постановки. Актриса была замечательной рассказчицей, точно передавая все оттенки голоса, каждую интонацию человека, о котором шло повествование. К театру Герасименко относилась, как к свой семье. Марину можно назвать камертоном труппы, благодаря ей традиции нашего коллектива сохранились.
— Марина Константиновна была бескомпромиссной в жизни и в профессии, — рассказала актриса Наталья Сумская. — Она тяжело переживала, если спектакль не получался. Герасименко обладала очень важным качеством: никогда не кривила душой, могла сделать критическое замечание, подсказать, как лучше сделать роль. Запомнилось, как самоотверженно она репетировала роль Анфисы в «Трех сестрах». Та жолдаковская постановка ломала многие сценические стереотипы, но Марина Константиновна пошла на эксперимент и, как мне кажется, спектакль у нас получился благодаря слаженной команде. Последняя работа актрисы — миссис Пирс в «Пигмалионе». Роль небольшая, но играла Герасименко ее ярко. Известие о смерти Марины Константиновны меня потрясло. Да, она болела, но, зная сильный характер актрисы, я думала, что она сумеет выкарабкаться из этой ситуации.
Не скрывал своей боли от утраты директор-распорядитель Театра им. И. Франко Данила Федоряченко.
— Я знал Марину со школьной скамьи. Она жила на Пушкинской, возле Театра им. Л. Украинки, — вспоминает Данила Данилович. — Симпатичную, обаятельную, веселую, с точеной фигуркой девчушку невозможно было не заметить. Она знала всех лесинских актеров, часто бывала на спектаклях. Корифеи — Романов и Лавров — прочили Марине блестящее актерское будущее. Герасименко хорошо училась в школе. Была любознательной, живой, выступала в самодеятельности, проявляя актерские склонности. Педагоги отмечали ее музыкальный талант. В Киевском театральном институте училась на курсе у Олейника. Это была экспериментальная группа, когда вместе занимались будущие актеры и режиссеры. В институте Марина познакомилась со своим будущим мужем Степаном Олексенко и режиссером Сергеем Данченко. В Театр им. И. Франко чета Герасименко — Олексенко пришла в 1964 году. Причем актеров ждали в Русской драме, т. к. еще в студенческие годы они хорошо проявили себя в спектаклях труппы. Но после дипломного спектакля по распоряжению руководства Минкульта Украины Марину и Степана «откомандировали укреплять украинскую драму». С первых дней Герасименко заняла ведущие позиции у франковцев. Она дебютировала на нашей сцене в спектакле «Страница дневника». Ее игра так понравилась автору пьесы Корнийчуку, что он пообещал, что будет писать для Марины. Несмотря на разницу в возрасте, писатель стал настоящим другом семьи Герасименко — Олексенко. Марина работала с разными режиссерами: Алексидзе, Данченко, Жолдаком и др.
Странные зигзаги делает жизнь. Так сложилось, что спектакль «Пигмалион» стал последней работой Данченко и Герасименко. 20 августа, во вторую годовщину смерти Сергея Владимировича, мы были на кладбище. Вспоминали прошлое, обошли все могилы франковцев, которые покоятся на Байковом кладбище... В последнее время Герасименко сильно болела, а 24 ноября Мариночка умерла. Она похоронена рядом с Данченко (между ними лишь могила композитора Ивана Карабица). Пусть земля им будет пухом!
Марина Константиновна не думала о смерти. Она мечтала сыграть в спектакле «Мама, или Невкусное произведение на два действия с эпилогом» Станислова Игнаци Виткевича.
Я чувствую перед актрисой личную вину, что не успела реализовать ее заветное желание: помочь записать мемуары. Простите меня, Марина Константиновна!