Организаторами необычного соревнования выступили издательство «Шкільний світ» и благотворительный фонд «Перше вересня». В отличие от традиционных конкурсов «Учитель года», здесь не было конкурентов и не было состязания самих управлений образования на звание лучшего района, области или города. Желающие прислали разработки уроков, среди которых жюри отобрало самые интересные и пригласило их авторов в Киев для непосредственной демонстрации. «В целом в этом году в конкурсе приняло участие 798 педагогов из всех областей страны», — рассказывает Сергей Петрович Андрияш, заместитель директора издательства «Шкільний світ».
Зарплата учителя сегодня не дотягивает и до 100 долларов, а в селах, где работают 70% победителей «Панорамы творческих уроков», многим и на полставки часов не хватает. Однако энтузиастов своего дела это не останавливает. Юрий Немиш из села Чернятин Ивано-Франковской области работает учителем рисования, за что в месяц имеет около 80 гривен, а в свободное от уроков время он подрабатывает столяром в соседней школе и рисует собственные картины. Он считает, что мы сегодня упускаем воспитание души ребенка, перегружаем развитием интеллекта и забываем о том, что должны научить маленького человека чувствовать. Алла Глазатова из Черновцов как учитель английского языка трижды побеждала в конкурсах для украинских педагогов, организованных американским консульством. Ее муж так проникся увлеченностью жены, что стал собственноручно изготавливать для нее все наглядные пособия. Возможность реализовать все свои желания Алла видит только в профессии учителя и чувствует себя счастливым человеком.
Настоящим открытием нынешнего конкурса стал преподаватель физкультуры из Ужгорода Евгений Орлов. Его разработки прибыли в Киев по инициативе местных методистов, а столичные специалисты признали систему работы учителя необычайно ценной для внедрения в массовую школьную практику и сказали, что следует готовить документы на присвоение автору звания заслуженного учителя Украины. Подтолкнуло учителя к новаторству желание исправить гиподинамический образ жизни, который ведут многие дети. Он в каждый урок включает занятия различными видами спорта, что дает возможность нагружать почти все группы мышц и проводить урок занимательнее и динамичнее. Кстати, Евгений Олегович считает очень правильной инициативу Министерства образования по введению в расписание третьего урока физкультуры. А вот учитель физики Анатолий Ридченко из села Новорозсош Луганской области приветствует еще одно из самых свежих нововведений министерства — это создание профильных классов. Он рад, что теперь появилась возможность увеличить количество часов на изучение его предмета и сделать его более доступным для понимания детей.
Учительскую династию в третьем поколении на «Панораме...» представила Наталья Грона из Прилук Черниговской области. Самое яркое воспоминание учительницы о своем детстве и родителях- педагогах — это скрип перьев на фоне абсолютной тишины в доме. Муж Натальи — тоже учитель, и молодая женщина не в состоянии представить себя в другой профессии. Дети ей представляются маленькими ежиками, к которым нужно найти индивидуальный подход и помочь развернуться, сформировать и высказать собственную точку зрения. Дети не должны думать только так, как думает учитель, и они должны вырастать более умными, чем их наставники, считают мастера-педагоги. А для этого на уроках ребятишки должны говорить и действовать больше, чем учитель, а роль педагога сегодня должна сводиться лишь к сопровождению и координации усилий в получении знаний.
В перспективе на «Панораму...» организаторам хочется вынести и мастер-классы педагогов- организаторов, и школьных психологов. Им хочется, чтобы рядом со школьной программой (предметной) проявилась и другая сторона жизни школы — воспитательная, направленная на подготовку ребенка к жизни.