Об этом корреспонденту «Дня» сообщили в ОАО АК «Киевводоканал». Бедствие может произойти из-за того, что Бортницкая станция аэрации сегодня находится в аварийном состоянии и в любой момент может произойти так, что сточные воды вместе с нечистотами попадут в реку. Несколько таких прорывов, говорят, уже было (в этом году даже дважды), но ситуацию удалось нормализовать. Но надолго ли?
— Ил, который образовывается на Бортницкий станции аэрации, потом вывозится на поля, которые при строительстве были рассчитаны на 3,5 миллиона кубометров ила, сегодня же там его находится 8,5 миллиона кубометров. Поэтому сейчас уже этот осадок вывозить некуда. Дальнейшее переполнение иловых полей приведет к вытечке накопленного осадка на прилегающие территории с. Ревное и сельскохозяйственные поля. Наращивание дамб на иловых полях выше проектных отметок уже не позволяет ликвидировать существующую аварийную ситуацию, и потому, если не принять срочные меры, может произойти экологическая катастрофа, — рассказывает начальник отдела по работе со средствами массовой информации ОАО АК «Киевводоканал» Игорь Чорногоров.
По словам пана Игоря, в таком режиме, в котором сейчас работает Бортницкая станция аэрации, она может продержаться еще от силы 3—4 месяца. Для устранения экологической угрозы киевским властям необходимо срочно выделить около 36 миллионов гривен на реконструкцию дамб иловых полей. Такой проект реконструкции уже даже разработан, но заказчикам его не отдают, поскольку горгосадминистрация не перечислила за него средства проектировщикам.
— Исходя из существующего финансирования, можно сделать вывод, что реконструкция находится под угрозой срыва. Но и она — не выход. Необходимо построить цех по механическому обезвоживанию ила, что позволит в 10 раз сократить объемы вывоза осадка. Стоимость сооружения такого объекта составляет 20 миллионов евро. Следующим этапом должно стать строительство илосжигательного завода, на что требуется 100—150 миллионов евро. Тогда мы сможем этот ил вывозить, обезвоживать и сжигать, — говорит Игорь Чорногоров.
О глобальности упомянутой проблемы свидетельствует и то, что на прошлой неделе на иловые поля Бортницкой станции аэрации выезжали не только столичные чиновники, но и представители министерства чрезвычайных ситуаций, которые засвидетельствовали, что ситуация с тем, куда девать ил, здесь действительно критическая.
Сейчас нечистоты со всей столицы попадают в Бортничи на станцию, где они очищаются бактериями в несколько этапов. Ил, образующийся после очистки, направляется на специальные поля, где и накапливается. В большинстве стран мира его сжигают на специальных заводах, а пепел, образующийся после этого, используют в качестве удобрений для растений.
— Мы уже давно просим власти построить такой завод, но пока это произойдет, нам нужно хотя бы этот ил с полей вывезти. Для этого и просим 36 миллионов. Если срочно не осуществить реконструкцию полей, то через несколько месяцев может произойти экологическая катастрофа, следствием которой станет заражение днепровской воды опасной инфекцией, — отметил директор Бортницкой станции аэрации Владимир Бражник.
Как сообщили в пресс-службе КГГА, столичные чиновники обещают, что средства на реконструкцию Бортницкой станции аэрации все же выделят. По словам первого заместителя главы КГГА Дениса Басса, в этом году киевские власти даже планируют начать сооружение илосжигательного завода. Однако если просмотреть «архивы» обещаний столичных чиновников, то Бортницкая станция аэрации уже должна быть реконструирована еще несколько лет назад.
КОММЕНТАРИЙ
Татьяна ТЫМОЧКО, заместитель председателя Всеукраинской экологической лиги:
— Эксперты Всеукраинской экологической лиги два года назад проанализировали ситуацию, которая сложилась в Бортничах, и уже тогда предупреждали киевскую власть относительно вероятных аварий на этом объекте. Дело в том, что на протяжении последних 5—6 лет в Киеве грандиозными темпами развивается жилищное строительство и, таким образом, объемы коммунальных стоков увеличиваются, а мощности очистительной станции уменьшаются и технологически уже не отвечают потребности. Поэтому сегодня существует серьезная угроза остановки этого объекта. Тем более, что оборудование там настолько устаревшее, что оно уже качественно не выполняет своих прямых функций. То есть нечистоты не очищаются в полном объеме. Серьезной проблемой является и накопление ила. Причиной этого в некоторой степени стали и незапланированные в коммунальных стоках выбросы таких предприятий, как мойки автомобилей, автозаправочных станций, некоторых объектов общественного питания. Поэтому на очистительную станцию попадают не только биологические отходы, но и высокотоксичные химические элементы, которые станция не в состоянии перерабатывать. По этой причине, из-за ила, возможно загрязнение Днепра и химическими элементами. Кроме этого, существует угроза их проникновения в подземные воды, которыми пользуется значительная часть населения Киева. Также эта экологическая катастрофа представляет угрозу не только для киевлян — днепровскую воду потребляет две трети населения Украины. Поэтому позиция Киевской горгосадминистрации с задержкой выделения средств на реконструкцию Бортницкой станции аэрации является безответственной. А еще, раздавая земельные участки под застройку, КГГА не обязывает инвесторов жилищной застройки вкладывать средства в расширение мощностей очистительных сооружений. Ведь таким образом средства на реконструкцию станции можно было бы получить даже не из бюджета. На мой взгляд, чтобы не допустить экологической катастрофы, необходимо объявить тендер на проект полной реконструкции станции аэрации и немедленно начать работы. Если городская власть этого не сделает, то через какой-то отрезок времени в Украине может произойти чрезвычайная ситуация.