Примеров политических игр без правил на полях отечественной политики можно привести немало. Этому благоприятствует, с одной стороны, отсутствие полного законодательного урегулирования политической деятельности, а с другой — игнорирование всех законов, в том числе и существующих.
Постигнув, что сам процесс подготовки и проведения референдума приносит огромную пользу, напоминая массам о существовании определенных политиков, разнокалиберные оппозиционеры бросились наперегонки его инициировать. Менее «продвинутая» часть отряда «национальных спасателей» поначалу было отрицала референдум о недоверии Леониду Кучме как дело напрасное, которое все равно ни к чему не приведет. И лишь впоследствии плодотворная референдумная идея имиджмейкеров Юлии Тимошенко стала овладевать близкими по духу политическими массами. И на сегодняшний день вопрос заключается лишь в том, как именно будет выглядеть задуманный референдум, кто будет его проводить и сколько вообще ожидается этих референдумов.
Накануне парламентских выборов желающим еще раз получить депутатские мандаты уместно было бы сосредоточить усилия на том, чтобы поскорее принять новый закон о выборах, официально урегулировать и утвердить правила предвыборной гонки. Почему же это не делается? Да потому, что в существующих конституционных рамках шансы «новой оппозиции» не то чтобы прийти к власти, но хотя бы просто попасть в парламент, представляются минимальными. Так что активность оказывается на том поле, на котором никакие правила пока не действуют. Оправдается ли расчет на то, что шум вокруг антипрезидентского референдума поможет группе политиков выйти на видные роли перед выборами? Голова весьма интересного Руха-3 Богдан Бойко уже показал способ, посредством которого можно спрофанировать всю референдумную активность ряда оппозиционеров. Нет никаких сомнений, что в случае надобности количество разрешенных Центризбиркомом референдумов достигнет если не количества зарегистрированных партий, то, по меньшей мере, количества кандидатов в президенты в кампании 1999 года. Этого будет достаточно, чтобы народ окончательно запутался, проголосовав одновременно за противоположные вещи.
Такова уж особенность борьбы без правил — победителем в ней стать легко, но победителем не реальным, а одним из тех, кто провозгласил себя таковым. Провозглашение себя кем угодно традиционно свойственно не самым авторитетным, мягко говоря, людям. Вот потому и не идут пока не то что широкие, а хотя бы какие-нибудь народные массы за своими самопровозглашенными спасателями. Слишком уж их много и слишком разного хотят они от народа.