Музыку написал известный украинский композитор Евгений Станкович, а либретто к балету — три соавтора: Анатолий Толстоухов, Владимир Зубанов и Василий Туркевич. Сценическое воплощение произведения осуществляют: дирижер Алексей Баклан, хореограф Виктор Яременко, художники Алексей Чебыкин и Александр Цугорка. Главные партии подготовили несколько составов солистов: Елена Филипьева, Наталья Лазебникова, Татьяна Лезова и Наталья Мацак (Зореслава), Татьяна Голякова (Октавия), Сергей Сидорский (Кий), Максим Мотков и Руслан Бенецианов (Ирнек)...
Балет создан в рамках проекта «Украина: история великого народа» Института стратегической политики и Фонда «Восток и Запад вместе»
Праистория славян, не чуждая украинскому народу, остается по большей части в плоскости преданий и легенд. Что-то проясняется в ней после VІ—VІІ веков. Однако и до того на наших просторах жили славянские племена, о которых неизвестный и загадочный автор «Велесовой книги» писал: «Мы Дажбожьи внуки не смеем пренебрегать славой нашей за столетия...» И продолжал дальше: «Здесь Русь подвигала свои силы и, гуннов отбив, создала Край Антов и Скуфь Киевскую».
Славянские народы, в первую очередь анты и поляне, в раннем средневековье играли значительную роль. В V—VІІ веках вместе с гуннами они покоряли Фракию, Элладу, Балканы, Прибалтику, греческие города-полисы Северного Причерноморья и даже земли Испании и Северной Африки, создавая большие проблемы западному и восточному императорам Римского государства. Византийские историки зафиксировали в своих анналах ряд событий, связанных со славянскими народами, какие жили по обе стороны полноводного Борисфена. В середине VI века войско антов защищало границы византийской империи от болгар. Немного раньше, в 537 году, войско антов освободило от остготской осады Рим, а через десять лет после этого оказало помощь римским легионам в борьбе с кочевниками, которые почти захватили нижнюю Италию. Жены антов по поручению императора Юстиниана длительное время оберегали северные границы Византии.
Очень далекая, скрытая в легендах и переводах эпоха, когда формировалось племенное объединение русичей, зарождался народ, на долю которого выпадет пройти большой исторический путь к становлению могучей славянской империи под названием Киевская Русь, а ее основоположником стал, согласно более поздней летописной традиции, князь Кий.
Балет-легенда Евгения Станковича «Властелин Борисфена» погружает нас в так называемые темные страницы раннего средневековья, когда сошлись в битве кочевые народы-варвары, в первую очередь готы и гунны, и великая римская цивилизация, которая по законам исторической эволюции должна была пасть, чтобы на ее месте появились новые нации и государства. Понятно, что этот балет не претендует на историчность или даже приблизительную трактовку тогдашних событий. Его главные герои — легендарные персонажи, а сюжет — это только видение того далекого времени, о котором мы так мало знаем, но которое так возбуждает наше воображение, особенно, когда мы делаем попытку сопоставить собственную историю с историей других народов и находим удивительные факты непосредственного участия наших предков в самых ярких событиях мирового прогресса.
«Властелин Борисфена» пополнил немалые оперно-балетные наработки об истории Киева, в которые входят оперы «Руслан и Людмила» Глинки, «Аскольдова могила» Верстовского, «Рогнеда» Серова, «Ярослав Мудрый» Г. Майбороды, балеты «Владимир» и «Фрески Киева» Кикти, «Княгиня Ольга», «Викинги» Станковича...