За годы независимости у украинцев существенно возросла потребительская гордость. Ушел страх «боя» с нерадивыми производителями и реализаторами, да и «закалка» помогает в большинстве случаев выходить победителем. Об этом накануне сегодняшнего Дня защиты прав потребителя обычно говорят во всех местных «профильных» управлениях. К примеру, по данным столичного, за прошлый год сюда поступило 3700 жалоб, 94% которых решились в пользу обиженного потребителя. Из 40 судебных разбирательств 30 были выиграны истцами, и предприятия в общей сложности выплатили своим клиентам 656 тысяч гривен. Если же говорить о частностях, то достижения поистине бывают солидными: согласитесь, отвоевать компенсацию за приобретенное средство для похудения, оказавшееся впоследствии недейственным, — дело не из легких. Можно действительно похудеть. Безусловно, бывают и «перегибы». Например, хорошо знают о потребительских аферах в фирменных обувных магазинах.. Воспользовавшись тем, что кожаные туфли, сапоги или босоножки имеют срок гарантии 60 дней, по его окончании клиент возвращается в магазин и жалуется. В одном из киевских магазинов рассказали, что некая дама приходила так раза три — то через два месяца оказалось, что размер не подходит, то изъян какой-то обнаружился.....
Зато, считают эксперты, в сфере продуктов питания ситуация получше. Считается, что основные права потребителя (их сформулировал Джон Кеннеди) — это право на выбор, безопасность и информацию. И все это, как говорит президент украинской Ассоциации потребителей Олег Самчишин, отсутствует в Украине после того, как сюда попали продукты питания с генетически модифицированными компонентами (ГМО). Как известно, ГМО могут входить в состав множества пищевых продуктов, а последствия употребления «усовершенствованной» пищи никому пока неизвестны. Ясно лишь то, что попытка повысить питательную ценность соевых бобов, добавив в них гены бразильского ореха, провалилась. Впоследствии оказалось, что комбинация — сильный аллерген, и ее пришлось изъять из дальнейшего производства. А у подопытных крыс диета из ГМ-продуктов обернулась уменьшением объема мозга, разрушением печени и подавлением иммунитета. Доктор медицинских наук, сотрудник Института гигиены и медицинской экологии Ольга Тимченко утверждает, что последствия от употребления ГМ-продуктов могут проявиться даже через несколько поколений. Уже очевидно, что они способствуют увеличению количества аллергиков и появлению новых токсинов. Но о том, к каким изменениям на генном уровне они могут привести, пока еще никому не известно. Ведь исследования проводились только на крысах, и аппаратура могла зафиксировать лишь хромосомные изменения. К тому же, по мнению О. Тимченко, наука не знает, каким может быть побочный эффект. Например, совсем недавно было решено обогащать всю муку, выпускаемую в Украине, фолиевой кислотой, поскольку она, как выяснилось, поддерживает иммунитет. Благо, вовремя вспомнили, что она же в больших дозах способствует размножению раковых клеток.
В то же время, как утверждают в Ассоциации потребителей, ГМО имеют все шансы присутствовать практически в любой продукции. 85% сои в мире — генетически модифицированная, а она — составляющая как полуфабрикатов, так муки, конфет и детского питания. В Европе права потребителей в этом вопросе защищают с помощью маркировки — покупая тот или иной товар, на его этикетке можно прочитать, какой процент ГМ-компонентов в нем содержится. В прошлом году в отечественном Законе «О защите прав потребителя» также появилась эта строка, но и теоретики, и практики говорят о том, что в нем не указаны механизмы маркировки. По идее, они должны быть прописаны в Законе «О биобезопасности», но ему пока удалось преодолеть рубеж лишь первого чтения в парламенте. Начальник управления биоресурсов Минэкологии Владимир Тарасенко говорит, что если во всем мире используют ГМО, то нам жизни с ними все равно не избежать. И единственный выход — это создавать эффективную систему биобезопасности, которую формирует законодательство, с четко прописанными механизмами контроля, и безусловно, НИИ, занимающиеся генной инженерией. В институтах, по мнению В. Тарасенко, должна быть современная аппаратура, которая диагностировала бы ГМО и определяла их вред.
По мнению координатора ГМ-исследования экологической общественной организации «Зеленое досье» Татьяны Топчий, в Украине маркировать всю продукцию просто нереально. «Только, представьте, — говорит она, — какие потребуются затраты, чтобы исследовать в трех существующих лабораториях практически всю пищу, попадающую на прилавки. А как контролировать импорт?» Сейчас «пищевики» утверждают, что в Украине нет правил, обязывающих компании интересоваться наполнением реализуемой ими продукции. И запросы «Зеленого досье» в представительства сетей супермаркетов остались без ответа. Под подозрения, по словам Т. Топчий, более всего попадает иностранная продукция или та, где использовалось зарубежное сырье, поскольку официально ГМ-растения в Украине не разрешены ни для выращивания, ни для коммерческого использования.
Сомнения относительно законопослушности в этом вопросе все же перманентно рождались, правда, без конкретного обоснования. Например, говорилось, что ГМ-картофель выращивался в Ровненской области, и что исследовательские поля не охранялись. Следовательно, можно предположить, что генетически модифицированная продукция могла перекочевать и на участки садоводов —любителей.
Но, как утверждают в управлении по защите прав потребителей, жалоб на потребительскую дезинформированность о содержании ГМО в продуктах не поступало. Примечательно, что в России государственный санитарный надзор на ситуацию отреагировал стремительно. Здесь ввели требование обязательной маркировки пищевой продукции и медицинских препаратов, полученных из генетически модифицированных источников. И еще в 2000 году реализация анонимной в этом вопросе продукции была строго запрещена.