Распятие с Армянского собора, уничтоженное вандалами, возвратили на место
Разрушенное свыше года назад деревянное распятие перед входом в Армянский собор, что во Львове, не только отреставировали, но и установили. «В прошлом году, 30 марта, психически больной человек практически уничтожил крест, его пришлось собирать буквально по кусочкам, — рассказал «Дню» депутат Львовского городского совета, председатель армянской общины Вардкез Арзуманян, который профинансировал восстановительные работы. — В то же время, совсем не пострадали ноги Иисуса. Более того, во время работы реставраторы выяснили интересную деталь: ноги Христа были абсолютно лишены специальной защиты, которой при создании покрыли весь крест. Но, несмотря на отсутствие защиты, дерево, которому несколько веков, в этом месте до сих пор, как новое. По всей вероятности, за счет того, что оно зацеловано прихожанами». Сколько стоили восстановительные работы, Ардзуманян не сообщает. Говорит лишь, что продолжались они два месяца и выполнялись под руководством профессора, заведующего кафедрой реставрации произведений искусства Львовской национальной академии искусств Юрия Островского. По словам начальника Управления охраны исторической среды Львовского городского совета Лилии Онищенко, распятие датировано ХVII веком. Это интерьерный крест, и раньше он, по всей вероятности, был размешен в соборе. Восстановленный крест установили с правой стороны, при входе в Армянскую церковь, сообщает Татьяна КОЗЫРЕВА, Львов.
Батьку Махно увековечили в камне
В Никополе открыли памятник Нестору Махно — самой неординарной и загадочной личности периода гражданской войны в Украине. Ровно 75 лет тому назад он умер в Париже, находясь в вынужденной эмиграции. Открытие памятника приурочили не только к этой дате. В 1919 году махновцы превратили Никополь в крепость, которая задержала наступление Добровольческой армии Деникина. Эту страницу в истории своего края никопольчане не забыли. Инициатором установки монумента стал генеральный директор НПЦ «Трубосталь», член исполкома горсовета Александр Фельдман, который сообщил, что каменная стела с изображением Н. Махно и тачанки изготовлена на личные пожертвования руководителей предприятия.
Как рассказал заместитель директора Никопольского краеведческого музея Мирослав Жуковский, памятник напоминает о реальных исторических событиях, развернувшихся на юге Днепропетровщины в октябре 1919 года. Тогда здесь шли ожесточённые бои, в ходе которых повстанцы на берегу Днепра уничтожили четыре добровольческие офицерские роты. Взятие Никополя войсками Н. Махно имело стратегическое значение — в окрестностях города были сосредоточены огромные запасы урожая, здесь также находилась переправа на левый берег Днепра. Никополь стал одной из баз повстанческой армии батьки Махно. Сам он неоднократно выступал перед жителями города, разъясняя цели своей армии, говорил о событиях, происходящих в стране и об анархическом движении. В итоге сборы Никопольской волости объявили полную мобилизацию в махновскую армию. В никопольских госпиталях находилось около 15 тысяч раненных и больных тифом повстанцев. На территории города до сих пор находятся три братские могилы, в которых похоронены махновцы. По словам М. Жуковского, в советское время личность Махно преподносили как лидера кулацких банд, однако, в настоящее время, когда у историков появилась возможность поднять архивы, становится ясным, что селянского вожака намеренно очерняли. «Сегодня можно говорить о том, — считает он, — что Махно мечтал о свободной Украине». Не случайно, памятники вождю повстанцев появились в Запорожье и в Днепропетровске, где несколько лет назад была установлена мемориальная доска на здании гостиницы «Астория».
Никопольский памятник создал скульптор Виктор Сараев — уроженец этого города. На каменной стеле изображен Махно в военной гимнастерке и папахе, зорко глядящий в степную даль. С обратной стороны высечена легендарная махновская тачанка и названия городов и местностей, которые махновцы освобождали от большевиков и белогвардейцев. Вадим РЫЖКОВ, «День».
Загадки Хринницкого водохранилища
На Ровенщине археологи обнаружили поселение готов II — IV в. нашей эры. Старинный жертвенник, серебряные монеты, женские украшения-обереги и старинное оружие... Все это нашли во время раскопок, которые проводятся недалеко от Хринницкого водохранилища.
«На этой территории археологи работают уже на протяжении 17 лет. Здесь находили памятники Трипольской культуры, поселения славян и готов. Сейчас мы фактически продолжаем работы, однако о том, что мы обнаружили именно во время нынешних раскопок, мечтает чуть ли не каждый археолог, — комментирует Денис Козак, руководитель экспедиции, заместитель директора Института археологии НАН Украины, доктор исторических наук, профессор. — Мы откопали поселение, где насчитывается полсотни домов. Есть основания считать, что их здесь было до 150. То есть, по сути, современное село. Это поселение было торгово-религиозным центром, и многие дома использовались как склады для товаров. Именно сюда свозили продукты для обмена и торговли, сюда приплывали купцы с юга. Обменивали зерно, мед, деготь, привозили оружие, украшения, монеты. Также мы обнаружили жертвенник IV века нашей эры».
По данным исследователей, готы поклонялись двум богам, им и приносили жертвы. Одному — диких животных, другому — птиц и людей. Жертвенник, который обнаружили во время раскопок, пирамидальной формы. Ориентирован он на стороны света и состоит из трех ярусов. На самом верху — глиняная площадка, размером три на четыре метра. Натолкнувшись на эту находку, археологи обнаружили и кости принесенных в жертву. Их еще предстоит исследовать.
«Среди ценных находок и боевой топор —кельт периода III — IV веков, — рассказывает пан Козак. — Также удалось найти римские монеты динарии, изготовленные из серебра, бусинки из янтаря. Интересной этнографической особенностью является и то, что мужчины дарили женщинам приколки для волос, изготовленные из рога оленя или козы. Такие украшения обнаружили и во время раскопок. Приколка оказалась почти прозрачной».
Еще одно украшение-оберег, найденное археологами, — серебряный колокольчик, который до сих пор звенит. Хотя эта находка несколько младше — периода Древней Руси и датируется X веком. Женщины носили на себе несколько таких украшений. Считалось, что этот звон отпугивает злых духов. Татьяна КУШНИРУК, Ровно.