Странное мероприятие под названием «Форум издателей в Верховной раде» — которое, на самом деле, является книжной выставкой-продажей на третьем этаже знаменитого здания на улице Грушевского (на фото) — напоследок перешел в стадию рефлексий и размышлений о судьбе издательства в стране. Это воплотилось в круглом столе «Пропаганда чтения и популяризация украинской книги: как наладить эффективное сотрудничество издателей книг и СМИ». Разговор получился довольно оживленным. Не в последнюю очередь — благодаря известным поборникам издательского дела братьям Капрановым. Их речи были экспрессивны, насыщенны фактами и яркими метафорами. Например, один из братьев рассказал о поездке в какое-то Нежинское ПТУ, где из всех современных украинских писателей знали только одну фамилию и только один человек — директор «колледжа» — обнаружил свою осведомленность о творчестве Оксаны Забужко. И виноваты в этом именно СМИ, которые игнорируют книжное дело. Однако, поступая так, они сами себе роют могилу — ведь человек, не читающий книг, не берет в руки газет и журналов. Более того, уже выросло целое поколение невежд, и это отражается на общем уровне той же журналистики — потому что выпускники соответствующего факультета Национального университета имени Тараса Шевченко не только не умеют грамотно писать, но и общий уровень журналистики (не только культурной) падает катастрофически — не в последнюю очередь по причине невежества вчерашних студентов. Одним словом, в сотрудничестве СМИ и издателей нужны не бизнес-отношения и не бескорыстный энтузиазм, а именно корпоративное отношение.
Впрочем, последнему тезису возразил Леонид Финкельштейн, директор издательства «Фолио» — речь идет все же об энтузиазме. Он привел весьма красноречивый факт — когда Президент покупал книги на выставке, его охрана вежливо и без претензий пропускала издателей к стендам, и вот на дороге оказался какой-то теледеятель, который гаркнул на издателей: «Вы что, не видите — я работаю!!!» Господин Финкельштейн счел такое отношение очень показательным и задался риторическим вопросом: почему даже на книжной ярмарке у Юрия Еханурова берут интервью о политике, а не о книгах?
Конечно, выступали и журналисты. Так, Елена Рыбакова из «Коммерсанта» самокритично заметила: «Мы пишем так о книгах, что пропадает желание их покупать... Стыдно писать о книгах так, как мы о них пишем».
В общем выступлений было еще много и разных, но все они фактически сводились к уже хорошо знакомым моментам: издатели, не забывая упомянуть о своих успехах, жаловались на невнимание и неосведомленность СМИ, а СМИ — те, которые присутствовали — каялись и призывали к сотрудничеству, против которого издатели, конечно, не возражали. Обогатившись такими ценными мыслями, разошлись. Вот, собственно, и все.