«День» ранее писал о тревоге общественных организаций, опекающихся вич-больными, что вскоре пациенты Крыма могут остаться без лекарств. И этот час «Ч» настал. 10 июня закончились запасы препаратов антиретровирусной терапии, которые предназначались для 83 осужденных пациентов.
Службы, которые обеспечивали необходимыми препаратами конкретные группы больных по определенным программам, сейчас работают на запасах. Россия не спешит быстро реагировать на запросы и внедрять новые схемы поставок лекарств. Наше МЗ не уполномочено заниматься этими вопросами. А волонтеры и общественные организации, которые помогали больным, обращаются к компетентным органам РФ, по сути, без надежды быть услышанными.
В ВБО «Всеукраинская сеть людей, живущих с ВИЧ/СПИД», сообщают, что в Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по АРК и Севастополю РФ отсутствия лекарств не скрывают. «Люди, которые не имеют необходимых препаратов, вынуждены прервать лечение, что в дальнейшем приведет к развитию резистентности к АРВ-препаратам или смерти, — объясняет Анна Константинова, эксперт ВБО «Всеукраинская сеть людей, живущих с ВИЧ/СНИД». Кроме того, препарат «Тенвир», который есть в схеме лечения для 32 вич-позитивных заключенных, не входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов 2014 года, утвержденный правительством РФ. Соответственно — не может закупаться за счет средств федерального бюджета».
Закупкой лекарств для вич-больных в Крыму, а также и по всей Украине, в прошлом году занимались специалисты по сети «ЛЖВ». Лекарства закупили при поддержке Глобального фонда борьбы со СПОДом, туберкулезом и малярией. Их передавали в качестве гуманитарной помощи в украинскую пенитенциарную службу. Поэтому если взять территориально, то в Киеве эти препараты еще есть, но передать их в Крым не могут из-за юридических и правовых факторов.
Председатель крымского отделения «ЛЖВ» Наталия Егорова рассказывает, чтобы эти лекарства из Киева попали в Симферополь, местное крымское управление по исполнению наказаний должно направить запрос на Киев. «Но такой возможности им не дают, да и не имеют они права обращаться в Украину, потому что теперь у них другое руководство, — продолжает Наталья. — Для остальных вич-пациентов лекарства есть до конца октября, возможно, начала ноября. Поставка из Москвы будет осуществлена для них позже. И это уже могут быть другие препараты, что тоже рискованно и опасно».
Активисты, со своей стороны, направили обращение и письма в российскую пенитенциарную службу, ответов пока нет. А коммуникация и сотрудничество с ними — это единственный реальный выход предотвратить человеческие смерти. Наталья Егорова говорит, что запросы будут писать и в дальнейшем, но еще не определялась с кругом людей, к которым обращаться, потому что трудно сориентироваться, кто же должен принять конечное решение.