В Ялте, по поручению премьер-министра, Минтопэнерго наметило меры для решения энергетических проблем Крыма, который генерирует всего около 8% потребляемой электроэнергии. Причем ежегодный рост ее потребления здесь составляет около 5%, а пропускная способность сетей, идущих на полуостров с материка, остается прежней. Во время максимальных нагрузок они работают на предельно допустимых нагрузках и в любой момент могут допустить опасный системный сбой. Есть ли выход? Ведется реконструкция оборудования на отрезке Джанкой—Симферополь, что обеспечит дополнительный проход электроэнергии. Намечено модернизировать «Крымэнерго», для чего до 2010 года необходимо вложить 500 миллионов гривен в строительство новых сетей.
Всего объем инвестиций в развитие и восстановление основных фондов крымской энергетики оценивается примерно в 150 миллионов долларов. Для создания дополнительных генерирующих мощностей в 600 мегаватт (реконструкции действующих ТЭЦ и строительства новых объектов) необходимо примерно 350—400 миллионов долларов. Объем необходимых инвестиций в газоснабжение, по словам министра Юрия Бойко, составляет 600 миллионов долларов. Столь внушительные суммы обуславливаются тем, что износ сетей в Крыму в полтора раза больше, чем в целом по стране. Однако министр уверен, что Крым является одним из наиболее инвестиционно привлекательных регионов. Следовательно, вопросы энергообеспечения полуострова должны решаться в первую очередь. В то же время министр уверен, что в стратегическом плане прокладка сетей с материка менее перспективна, чем развитие собственных источников энергии.
Глава Минтопэнерго уделил большое внимание снабжению полуострова нефтью, бензином, дизельным топливом и газом. В частности, его беспокоит, что на Феодосийском предприятии по обеспечению нефтепродуктами за последнее время произошло падение уровня переработки с 10 до 5 миллионов тонн, что является серьезным ударом по бюджетной сфере Крыма и по системе снабжения нефтепродуктами всей страны. За последние два года Россия резко нарастила возможности собственного вывоза нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом и практически прекратила их перевозку по железной дороге, на что была рассчитана Феодосийская нефтебаза. Бойко сообщил, что в сентябре министерство намерено обсудить с российской компанией «Транснефть» возможность увеличить перевалку нефти Феодосийской нефтебазой за счет привлечения казахстанского ресурса. Кроме того, по словам министра, «нам просто необходим прорыв в добыче газа на шельфе Черного и Азовского морей». Для этого, по его мнению, необходимо объединенить усилия «Черноморнефтегаза» и всех структур «Нафтогаза Украины». Бойко уверен, что максимальное привлечение государственных компаний и кредитов ведущих мировых банков для финансирования этих масштабных проектов позволит в ближайшие 4-5 лет улучшить газовый и нефтяной балансы Украины и снизить риски резкого колебания цен на газ. Кроме того, министр утверждает, что у Минтопэнерго Украины есть аргументы и механизмы блокирования возможного повышения стоимости со стороны конкурентов: «Я думаю, резкого повышения цены на газ и какой-то угрозы национальной безопасности не будет». «Сегодня идет документальное оформление договоренностей, которые были достигнуты в ходе недавнего визита Виктора Януковича в Россию», — заверил министр.
Для роста собственной газодобычи правительство, по словам Бойко, будет проводить конкурсы и определять компании, которым будет предоставляться право на разработку шельфовых месторождений Азово-Черноморского бассейна. Таким образом, заверил министр, уже в течение четырех-пяти лет будет сформирован газовый и нефтяной баланс страны. Он рассказал, что на недавней встрече в Москве с главой «Газпрома» Алексеем Миллером обсуждались вопросы по поставкам газа в Украину. В связи с этим вновь поднимался вопрос о создании газотранспортного консорциума, договоренность о котором была достигнута еще в 2002 году. Похоже, все возвращается на круги своя, и консорциум (не мытьем, так катаньем) будет создан в первоначальном формате. «Предположительно в октябре он будет создан. Для России консорциум предполагает уверенную и стабильную поставку газа европейским потребителям, а Украина получает достройку новых и задействование неработающих сейчас газотранспортных мощностей (строительство газопровода Богородчаны — Ужгород) и заполнение газом простаивающих сегодня газопроводов Иванцевичи — Долина и Торжок — Долина».
Правительства ведет постоянный мониторинг и по нефтяной проблеме. «К сожалению, не мы «делаем погоду» в этой отрасли, — отметил Бойко. — Украина, как известно, импортирует более 70 процентов нефти и газа. Мы большей частью зависим от поставщиков нефти, и вся проблема здесь в высоких ввозных пошлинах, устанавливаемых Россией и другими странами-экспортерами. Например, нефтетрейдеры сейчас поставляют нефтепродукты по 480 долларов, при этом пошлина составляет 216 долларов, то есть изначально у нас получается в два раза дороже, чем в России и, допустим, Беларуси». Бойко подчеркнул, что правительство работает в партнерстве с компаниями, работающими на внутреннем рынке нефти. Задача, по его словам, состоит в обеспечении более мягкого и комфортного климата, стимуляции ввоза нефти и сокращения ввоза нефтепродуктов, строительства новых НПЗ, а также повышения соответствия качества нефтепродуктов европейским стандартам. Мы не регулировали на рынке ценообразование, поскольку этим правительство занимается отдельно на ежемесячных рабочих встречах. Роль государства в ситуации, когда каждые две недели меняются цены на нефтепродукты, в том, чтобы минимально сократить спекулятивную составляющую. По словам вице-премьер- министра — министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Владимира Рыбака, для реформирования энергетического комплекса Крыма очень важно определиться с потребностями в финансах. Причем это нужно сделать именно сейчас, в период формирования госбюджета страны. «Мы должны сделать все, чтобы местные органы самоуправления имели необходимые средства для выполнения предвыборных обещаний по улучшению жизни людей», — сказал Рыбак. По его убеждению, Киев и Симферополь должны выйти на подписание договора о совместном финансировании социальных программ.