Хотя выборы уже закончились, тема борьбы с коррупцией в Украине остается актуальной. И новая власть, и еще не оформившаяся новая оппозиция считают эту проблему ключевой, но каждая видит ее по-своему и по-своему ищет ее решение. С утра в пятницу Президент Виктор Янукович проводил в Генпрокуратуре антикоррупционное совещание силовиков, а после обеда Европейская партия Украины при поддержке Фонда Фридриха Наумана «За свободу» — свою дискуссию фактически на ту же тему.
Говоря о стратегических задачах, которые должна решить власть совместно с правоохранительными органами, Янукович подчеркнул необходимость возобновления доверия международных инвесторов и отметил, что первоочередное внимание будет уделено неприкосновенности собственности, обеспечению справедливой судебной системы как для граждан Украины, так и для нерезидентов. Президент указал, что коррупция в Украине стала одной из главных угроз национальной безопасности, но противодействие ей неэффективно. Он также обозначил, какие именно проявления коррупции его больше всего беспокоят. «Уплата налогов наперед — это недопустимо, — сказал он и продолжил: — Если касается администрирования НДС, то речь идет о коррупции и криминализации этого налога». Этот «стыд надо убрать навсегда», — приказал он силовикам.
Люди в погонах говорили в основном о борьбе с последствиями коррупции, причем исключительно присущими соответствующим органам методами: выявить, изобличить, осудить. Естественно, фактор неизбежности наказания нельзя сбрасывать со счетов — его эффективность неоспорима. Но можно ли таким образом предотвратить и победить это слишком уж распространенное в нашей стране явление?
На этот вопрос искали ответ и на дискуссии, организованной Европейской партией Украины. Глава киевского представительства Фонда Фридриха Наумана Гайке Дьорренбахен, приветствуя участников, говорила о том, что «коррупция — это яд для свободы», потому что ответственность за это явление часто возлагают на демократию, а граждане в результате перестают ей верить. И еще она отметила, что преодолеть коррупцию можно только в том случае, если власти страны располагают для этого политической волей. Ее в Украине, как сказала г-жа Дьорренбахен, не видно.
Народный депутат и глава Европейской партии Николай Катеринчук обвинил новую власть в том, что она боится ввода в действие пакета антикоррупционного законодательства, и это, по сути, является своеобразным тестом для Януковича, показывающим, насколько он в действительности намерен бороться с коррупцией. (Кстати, Катеринчук признал, что эти законы в Украине трудно осуществить и что в них имеются технические недостатки, которые, впрочем, по его мнению, можно без особых проблем устранить. Но близкий к ушедшей власти глава Верховного Суда Украины Василий Онопенко, наоборот, в тот же день на описанном выше совещании просил Януковича поддержать решение парламента об отсрочке ввода в действие пакета законов, направленных на усиление борьбы с коррупцией, и доработать их.)
По мнению Катеринчука, одних репрессивных мер совершенно недостаточно для того, чтобы противостоять коррупции. Самый лучший способ преодолеть ее — это административная реформа, говорит Катеринчук и напоминает, что она входила в программу демократической коалиции, но не была реализована. Поэтому он продолжает настаивать на системе госсекретарей в министерствах, что могло бы отстранить политические партии, чьи люди занимают министерские посты, от управления финансовыми потоками в государстве. Пока этого нет, самый прибыльный бизнес в стране — быть государственным чиновником. Народный депутат ратует за декларирование чиновниками и их близкими не только доходов, но и расходов, за систему государственного финансирования парламентских партий.
Политолог Владимир Фесенко утверждает, что бороться с коррупцией в Украине будет просто невозможно, если не преодолеть злоупотребления в правоохранительных органах. Для этого, по его мнению, необходимы жесткие и решительные кадровые решения. Нужна группа людей, наделенных чрезвычайными полномочиями, для которых эта работа была бы делом чести и политической карьеры... Если дел, подобных делу Зварича, будет не одно, а десятки, говорит политолог, то судьи перестанут брать взятки. А главное, считает он, нельзя продавать места в списках политических партий, что характерно сегодня для всех ведущих политических сил — именно с этого начинается коррупция в стране. В ответ политологу рассказали, что сегодня не только парламентские гранды, но и так называемые молодые политики установили тарифы для отложенных пока местных выборов. Место депутата в любом районном совете стоит 50 тысяч долларов...
В ходе дискуссии прозвучало также предложение: ввести прогрессивный налог, чтобы быть богатым стало невыгодно, потому что «богатство берется от коррупции». В ответ раздалась реплика: бедность у нас от коррупции, а не богатство. Такие вот два подхода. Кто сможет их сблизить?