«Все дороги ведут в Рим», — гласит древняя поговорка. Основной ее смысл в том, что древние римляне понимали ключевую роль инфраструктуры для удержания гигантской Империи. Благодаря хорошим дорогам подати и воинские отряды могли быстро перемещаться из окраин государства в центр. Но, похоже, украинским политикам хронически не до древних мудростей, а тем более не до их реализации. Посему для наших реалий скорее подошла бы поговорка «Все дороги ведут к Кабмину», под стенами которого 27 мая прошла акция партии «Наш край». Цель — привлечь внимание Правительства к вопиющей проблеме, с которой приходится жить уже много лет жителям украинской Бессарабии. Трасса международного значения Одесса—Рени, которая является важнейшим инфраструктурным элементом для жителей южной части Одесской области, не один год находится в аварийном состоянии.
«Эта проблема сегодня одна из самых важных в нашем регионе, — комментирует «Дню» один из организаторов акции депутат Одесского областного совета Юрий Димчогло. — Люди уже ничего не хотят — главное, чтобы привели в порядок дорогу, и у девяти районов украинской Бессарабии была нормальная связь с остальной Украиной. Необходимо отремонтировать этот отрезок международной трассы М-15, которая соединяет юг Украины с Румынией, Болгарией, Грецией и Турцией. Через нее проходят сотни тысяч транзитного транспорта, и нам стыдно перед международными партнерами за такие дороги. Недавно к нам приезжали европарламентарии, которые ужаснулись увиденному — яма на яме. Некоторые ее участки полностью непригодны для проезда, люди выходят из транспорта проходят их пешком и через 200—300 м садятся в машины». Димчогло называет приблизительную сумму, которая необходима для ремонта дороги — 40 млн грн. «Все 300 км дороги требуют ремонта, но особенно разбит участок Татарбунары—Измаил. Там уже два года не было ремонта», — говорит депутат облсовета.
«Раньше из Одессы до Арциза маршрутка ехала два часа, сейчас — больше трех, — делится с «Днем» депутат Арцизского горсовета Александр Антонюк. — Если взять дальние районы — Тарутинский, Болградский, Ренинский, то приходится ехать намного больше. Продукты, «скорая помощь» едут очень долго, особенно когда начинаются дожди. Кроме того, это дорога в Европу, но нас пытаются объезжать, на чем зарабатывает Молдова. К нам не приезжают инвесторы, и ничего не развивается. Я думаю, административная реформа и реформа местного самоуправления должна начаться именно с дорог, ведь без них мы ничего не объединим».
Обратит ли внимание правительство на проблему, которая, безусловно, является актуальной практически для всей территории Украины, покажут дальнейшие действия исполнительной власти. В ином случае участники акции пообещали вновь и вновь приходить под стены КМУ. Ведь если часть Донецкой и Луганской областей стали недоступными из-за российской оккупации, то украинская Бессарабия может стать физически недоступной из-за разрушенной инфраструктуры.