Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Куда уходит душа?

11 апреля, 2005 - 20:53
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «СТИКС» / ФОТО Д. АЛЕКСАНДРОВА

В Киеве состоялась мировая премьера Грузинского государственного театра им. Ш. Руставели спектакля-реквиема «Стикс» (музыка Гии Канчели, режиссура Роберта Стуруа).

Гастроли прославленного коллектива прошли в рамках Года Грузии в Украине. В Киеве у тбилисцев очень много поклонников их таланта, и каждый раз для зрителей эти встречи надолго остаются в памяти. Не стали исключением и нынешние гастроли. Грузинские артисты показали обновленную версию легендарной постановки Роберта Стуруа «Гамлет» и новую сценическую работу «Стикс». Сегодня труппа подопечных Р. Стуруа работает как единый организм и слаженная команда высоких профессионалов. По словам режиссера, это уже четвертое поколение актеров Театра им. Ш. Руставели. В их коллективе нет разделения на мэтров, премьеров, звезд и массовку. Сегодня ты можешь играть главную роль, а завтра выходишь на сцену в массовке. Главное в их труппе — это подчинение одной цели, чтобы каждый на своем месте работал на спектакль. (Интервью с Р. Стуруа читайте в ближайших номерах «Дня»).

Так совпало, что спектакль-реквием был показан в траурный день, когда во всем мире царила скорбь — прощались с великим человеком, гуманистом, главой Ватикана, римским Папой Иоанном Павлом II. За время его 26-летнего понтификата произошли огромные изменения в мире, распались коммунистические режимы. Он общался с миллионами людей разных рас, национальностей и религий. В частности, приветствовал победу революции в Грузии и Украине, верил, что демократические изменения в жизни наших стран уже не будут иметь обратного процесса...

Перед началом спектакля на сцену Театра им. И. Франко вышел Роберт Стуруа и сказал: «Композитор Гия Канчели написал «Стикс» для симфонического оркестра, хора и альта, посвятив это произведение своим близким и друзьям. Сегодня мы его посвящаем всем умершим и великому человеку — главе Римско- католической церкви, Папе Иоанну Павлу II, много сделавшему для всего мира, а не только для христиан.

Я не могу назвать точно жанр спектакля, который у нас получился. Вы сами для себя определите, что у нас вышло. В спектакле мы используем записи знаменитого альтиста Юрия Башмета, для которого композитор Г. Канчели написан «Стикс» и фрагменты, записанные оркестрами Г. Гергиева и Д. Кахидзе. Это спектакль, обращенный к нашей памяти, как реквием по родным, друзьям, знакомым и актерам нашего Театра им. Ш. Руставели, прославивших грузинское искусство. В нем прозвучат несколько стихов из мировой классики и грузинских поэтов. «Стикс» мы показывали в Москве, а теперь его увидят киевляне. По сути, вы присутствуете на мировой премьере спектакля».

«Стикс» (Styx) — в древнегреческой мифологии так называли одну из рек подземного царства, в которой обитали души мертвых. Роберт Стуруа, используя музыку Гии Канчели, при помощи театральных средств создал спектакль-притчу. В нем нет жесткого сценария или либретто. Это спектакль, в котором режиссер в очередной раз попытался ответить на вечные вопросы бытия. Основным инструментом художественного выражения музыки Канчели стало не «слово», а пластический рисунок, воплощенный в игре актеров и авторская музыка, в которой слышится то плач, а то стон. В постановке используется «язык» света в разной световой партитуре: от лучей прожекторов до разноцветных бликов и пламени свечей.

Спектакль очень метафоричен и афористичен. Каждый зритель, особенно, если имеет печальный опыт утрат и прощания с близкими, прочитывает эту постановку по-своему. Стуруа заставляет нас задуматься о том, что каждый человек смертен и жизнь — только миг. А что нас ждет «там», куда уходит душа? Скорбь, печаль или радость ждет нас в том царстве мертвых?

Нам не дано знать, когда оборвется наш земной путь… По середине сцены на стулья садятся люди, образуя длинную цепочку, ожидающие своей очереди. Как будет расплачиваться душа за грехи и неблаговидные поступки, совершенные в жизни? Для одних — смерть становится облегчением от страданий, кто-то погибает в расцвете сил и надежд, а кто-то решает сам лишить себя жизни…Есть и мародеры, наживающиеся на смерти, не брезгуя снять что-то ценное с покойника, забывая, что и им когда-то придется предстать перед Страшным судом. У Стуруа ад показан в виде газовой плиты, а душа в образе хрупкой девушки с руками, подобными тростинкам. В спектакле есть и образ Харона (в греческой мифологии — это перевозчик умерших через реку подземного царства до врат Аида). В старину верили, что перевозчика надо задобрить и поэтому покойнику клали в рот монету для уплаты за перевоз. В «Стиксе» Харон «говорит» голосом альта Юрия Башмета.

Спектакль Р. Стуруа получился очень щемящим, но грусть эта все же светлая. Ведь если мы помним о наших близких, то их души не страдают…

Обе постановки («Гамлет» и «Стикс») грузинских мастеров вызвали ажиотаж среди киевлян и гостей нашей столицы, и Театр им. И. Франко два дня был переполнен. А на спектакле «Стикс» публика, прошедшая по контрамаркам, не только стояла на галерке и на всех ярусах, но и сидела прямо на полу в партере. Для многих зрителей этот спектакль стал потрясением. Вот только поражала бестактность некоторых зрителей. Еще до начала спектакля режиссер обратился к присутствующим с просьбой отключить мобильные телефоны, но его призыв многие не услышали. А в самые эмоциональные моменты действия мобилки противно трещали и заливались трелями на разные лады, мешая актерам и зрителям. Сегодня стало престижно ходить в театр. Но культуры поведения публики в зале еще нет. Похоже, директорам театров и концертных залов стоит приобрести аппаратуру, глушащую мобильные звонки, как это сделали во многих престижных театрах за рубежом, устав бороться с хамством зрителей.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ