Как не стать жертвой квартирных мошенников? Алексей КОТЕНКО, директор столичного агентства недвижимости «Оболонь — Планета», рассказал корреспонденту «Дня» о следующих правилах поведения с жильем: «Всем покупателям и продавцам жилья можно дать универсальный совет: обращайтесь в агентство недвижимости, работающее на этом рынке давно и хорошо знающее все способы проверки квартир и участников сделки. Продавая квартиру, нужно прежде всего обращать внимание на тех людей, которые платят вам деньги, на место проведения сделки, на процесс передачи и транспортировки денег. Оптимальным вариантом было бы оформление сделки в банке, где полученные деньги можно сразу положить на расчетный счет либо в сберегательную ячейку. Здесь же с помощью сотрудников банка можно проверить подлинность купюр. При получении задатка очень рискованно отдавать документы людям, в благонадежности которых вы не уверены, тем более, если они не являются юридическим лицом, представляющим интересы покупателя.
Что касается покупки квартиры, все начинается с момента оформления задатка. Нужно поинтересоваться у соседей, действительно ли люди, продающие квартиру, в ней проживают, а не арендуют ее. Не будет излишним упомянуть в разговоре с продавцом о том, что все документы будут проверены через паспортный стол, что у вас есть «знакомые в силовых структурах». Пусть даже это не так, но на мошенников эти слова могут произвести должный эффект. Самая распространенная афера — квартиру продает не ее собственник. Безусловно, здесь большую роль играет нотариус, участвующий в подписании документов. Часто в чужие паспорта подклеивают фотографии, и нотариус может обнаружить признаки подделки. Но самое надежное средство, как не стать жертвой обмана — это проверка всей цепочки отчуждения квартиры — от момента выдачи первичных документов и до сегодняшнего документа, фигурирующего при заключении сделки».
О том, как выглядит процесс купли-продажи жилья на практике — в материале нашего собственного корреспондента в Одессе.
Если бы кто-то сказал ей, что такое случится в ее жизни, Людмила Александровна никогда бы не поверила. Жила тихо, небогато, одна с дочерью-школьницей. Преподавала в школе, подрабатывала. Мечтала, что дочь в институт поступит. И тут вдруг несчастье — перелом тазобедренной кости. Не встать самой, не пойти. Врачи говорили: нужна операция, срочная. И деньги — 2,5 тысячи долларов. Она лишь руками разводила: откуда таким деньжищам взяться? Инвалидом ей оставаться тоже никак нельзя было. Не на кого им с дочкой надеяться. Потому и решила Людмила Александровна продать свою двухкомнатную квартирку в отдаленном районе Одессы и купить комнату в коммуналке. Ходить за советом далеко не пришлось. Агентство по торговле недвижимостью располагалось в ее же доме… Было это в сентябре прошлого года.
А спустя полгода Людмилу Александровну Островскую нашли в холодном полуразрушенном доме села Александровка Коминтерновского района, в 200-х километрах от Одессы. К счастью, она была жива. Все это время брошенную всеми, передвигающуюся только ползком женщину подкармливали сердобольные старушки-соседки. «Они приносили мне тарелку супа, а я его разбавляла водой, чтоб на дольше хватило, — рассказывала Людмила Александровна обнаружившим ее сотрудникам милиции. — Сил не было даже ложку поднять. И никто из «риелторов» не приехал. За что они так со мной? Ведь обещали. Я им поверила». «Ее привезли сюда и бросили, — рассказывали соседки. — Умерла бы здесь, если бы не мы, и никто бы не узнал. Может, на то и рассчитывали?»
Квартира Островской была продана сотрудниками хорошо известного в Одессе агентства недвижимости. Однако ни денег, ни нового жилья женщина так и не увидела. «Риелторы» погрузили ее вместе с 16-летней дочерью в машину и вывезли в село Александровка. Дочь, увидев, в каких условиях предстоит теперь жить, просто сбежала. А мать-инвалид осталась одна без еды и денег. Однажды, еще зимой, когда женщина уже считала последние дни, приехал к ней один из «риелторов» под видом сотрудника МВД. Предложил написать заявление в милицию. Это вдохновило и успокоило женщину на какое-то время. Но ничего не происходило. И Людмила Александровна перестала надеяться.
«Вы не представляете себе, что такое 180 дней одиночества, 180 дней голода и холода», — повторяла она потом сквозь слезы. Женщину доставили в областную больницу. А спустя месяц были арестованы директор филиала и менеджер агентства, причастные к этому делу. «Если бы не откровенная наглость, с которой действовали эти мошенники, мы бы ничего не сделали, — говорит заместитель начальника городского управления ГСБЭП Анатолий Корпан. — Но они даже не оформили на Островскую дом в Александровке, пожадничали. За что и поплатились. У этих дел с квартирами своя специфика. Если взамен проданного жилья официально приобретаются хоть какие-нибудь квадратные метры, дело переходит в категорию гражданских, а не уголовных. Ими уже занимаемся не мы, а суд. Но, как правило, жертвы мошенников оказываются совершенно деморализованы, далеко от города, без денег. Вести судебные тяжбы им просто не под силу».
Действительно, относительно счастливый исход дела Островской является скорее исключением, нежели правилом. Другим жертвам мошенников повезло намного меньше. По данным Одесской областной прокуратуры, за последние три с половиной года в правоохранительные органы поступило 138 заявлений граждан о незаконном завладении их жильем. Однако, по словам прокурора области Михаила Гаврилюка, досудебное следствиe по этим делам, а также работа по розыску лиц, причастных к этим преступлениям, до недавнего времени находились в ужасном состоянии. «Преступные группировки, которые занимались присвоением жилья, милицией фактически не разыскивались, — говорит прокурор. — Не было обнаружено ни одного из подозреваемых, поданных в розыск. Отдельные уголовные дела приостанавливались без видимых причин. Но чаще всего их закрывали на основании того, что не удается обнаружить выселенного хозяина квартиры, которого за это время уже успели вывезти куда-то в село, кто-то стал бомжом. Был установлен целый ряд незаконных отказов в возбуждении уголовного дела. Следственная и оперативная работа не проводилась. Поэтому прокуратура и поставила вопрос о привлечении к ответственности 42 сотрудников УМВД за недобросовестное отношение к своей работе. И потребовала активизировать работу по розыску и задержанию лиц, причастных к фактам квартирного мошенничества. Мы также обязали руководство областного УМВД создать специальные следственные группы по этим делам. И вот сегодня уже фактически доведено до конца дело по криминальной группировке, в которую входило шесть человек, в основном ромской национальности. На их совести 12 преступлений, связанных с незаконным завладением квартирами. Еще 18 дел по 62-м эпизодам направлены в суд с обвинительными заключениями. В общем, работа пошла».
На сегодняшний день в следственных органах местного УМВД находятся 73 уголовных дела, связанных с квартирным мошенничеством. Расследуется более сотни случаев незаконного завладения жильем. Среди жертв мошенников в основном одинокие пожилые, больные люди, алкоголики и дети-сироты — категория граждан, легко поддающаяся влиянию и абсолютно не умеющая отстаивать свои права. Для каждого случая мошенники избирали свой способ воздействия.
К примеру, одна из фигуранток уголовного дела в течениe шести лет выдавала себя за сотрудника одесского горисполкома, составляла фиктивные договора и получала от доверчивых граждан деньги якобы под строительство жилья. В уголовном деле упоминается о 21-м эпизоде такого «развода». Однако в этих случаях мошенница соблюдала хоть какую-то видимость добровольности сделки. Ее «коллеги» действовали намного жестче. Гражданина Егорова двое бандитов долгое время держали в подвале, потом под угрозой смерти заставили подписать документы на право распоряжаться его квартирой. Романа Соколовского, человека одинокого, нигде не работающего, трое молодчиков вывезли в село в Приднестровье и несколько месяцев держали там под замком в сарае, требуя, чтобы он оформил на них свою двухкомнатную квартиру. Соколовскому удалось убежать. Но когда он вернулся в Одессу, обнаружилось, что его квартира уже продана посторонним людям. Как потом установит следствие, на основании поддельной доверенности, на которой стояла поддельная подпись Соколовского. Доверенность была заверена частным нотариусом, который засвидетельствовал и договор купли-продажи квартиры. Сегодня один из фигурантов по этому делу арестован, двое находятся в розыске.
В аналитической записке прокуратуры говорится: «Причинами, которые способствуют совершению уголовных дел данной категории, являются, прежде всего, ненадлежащее выполнение своих служебных обязанностей, недобросовестное отношение к ним частных нотариусов, которые не делают ничего для установления личностей, проверки у них документов, паспорта, не обращают внимания на психологическое состояние клиентов». Как показывает следствие, продажа жилья по фиктивным доверенностям, заверенным нотариусом, является самым распространенным способом мошенничества. Гражданин Андриевский находился в больнице около месяца. За время его отсутствия мошенники продали его квартиру по поддельной доверенности. Представьте состояние человека, который, вернувшись с больничной койки домой, вдруг обнаруживает, что все его вещи вывезены на свалку, а в квартире хозяйничают совсем чужие люди.
В сентябре прошлого года прокуратура области обратилась в Координационный комитет по борьбе с коррупцией в Одесской области с предложением: обязать управление юстиции провести служебные проверки по фактам регистрации частными нотариусами незаконных договоров и решить вопрос соответствия пяти частных нотариусов служебному положению. Однако никаких мер в управлении юстиции так и не было принято. Очередное дело с «участием» нотариуса было зарегистрировано в январе 2004 года.
Николай Лесогоров, начальник областного управления юстиции, правда, утверждал: «Мы тщательно изучили факты, изложенные в представлении прокуратуры. Нотариусы действительно часто ошибаются, поскольку не могут без экспертизы отличить подделку от настоящих документов. Мы проведем свое расследование и дадим прокуратуре ответ в установленный законом срок».
Однако в списке тех, кого можно было бы причислить к «подельникам» квартирных мошенников, сегодня имеются не только нотариусы. Немалую роль в этом процессе играли также судьи, члены попечительских советов в районных администрациях, сами милиционеры. Ряд судей Одессы при рассмотрении дел по искам о праве собственности на квартиру выносил решения по делу, даже не вызывая в суд ответчиков. Татьяна Кузнецова, начальник отдела областной прокуратуры по представительству интересов граждан и государства в судах, рассказывает: «Прокурором области возбуждено уголовное дело в отношении судьи Суворовского района Одессы, которая вынесла незаконное решение и лишила жилья несовершеннолетнего Спиридонова. Судья рассмотрела иск без участия прокурора и истца, написав в решении, что прокурор отказался от своего искового заявления, тогда как прокурор и истец даже не были уведомлены о дне и времени рассмотрения дела. Сейчас это дело направлено на повторное рассмотрение с участием прокурора». Этот случай далеко не единственный. Дела, которые ложатся на стол прокурору, — это лишь вершина огромного айсберга, в основании которого лежат сотни, если не тысячи человеческих судеб, страданий и мытарств. Процесс «выселения» социально незащищенных граждан за черту города идет уже около десяти лет. За это время в городе сформировался целый ряд организованных групп мошенников, работающих под прикрытием вполне легальных риелторских компаний. Их усилиями были «заселены» десятки сел области. Несмотря на все усилия правоохранителей, процесс этот продолжается и сегодня. Около года назад в городе была раскрыта преступная группа, в состав которой входила врач одной из городских больниц. Члены группы входили в доверие к старикам, обещали им содержание и медицинскую помощь взамен дарственной на квартиру, а потом убивали их. Последнюю свою жертву задушили подушкой. В больнице до сих пор не могут поверить, что милая женщина-врач, которую обожали пациенты, могла иметь отношение к подобным зверствам. Но жизнь доказывает, что звон монет часто заглушает голос совести и разума. Цены на квартиры сегодня растут с каждым днем. Значит, «ставки» с каждым днем повышаются. А вместе с ними и риск попасть в лапы квартирным мошенникам.