Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Легко ли бороться за правду?

30 лет назад в США ушел из жизни легендарный украинский правозащитник, узник советских «спецбольниц», генерал Петр Григоренко
20 февраля, 2017 - 19:54

Нашей молодежи часто не хватает ярких примеров жизни людей, которые готовы были отстаивать (любой ценой, жертвуя здоровьем, карьерой, свободой, наконец, самой жизнью) самые дорогие для них ценности свободы, человеческого достоинства, национального освобождения, правды как альтернативы смертельной, удушающей лжи. Именно эти люди и были, собственно, «успешными» и «амбициозными» в истинном смысле этих слов. Так жилы Шевченко, Франко, Леся Украинка, в советские времена — Василь Стус, Анатолий Марченко, Олекса Тихий, Евген Грицяк. Так жил Петр Григоренко.

Он навсегда покинул нас ровно три десятка лет назад. Умер в Нью-Йорке, покоится на украинском кладбище в Саут-Блунд-Бруке (штат Нью-Джерси). Жизнь этого человека была длинной (почти 80 лет), удивительно драматичной, невероятно духовно насыщенной. В поисках Правды он был абсолютно бескомпромиссным, не мирился с фальшью и обманом, пусть даже «благопристойным», «умеренным» — шел до конца, сознательно принимая на себя беспощадные удары судьбы. Убежденный комсомолец и участник «построения социализма» в юные годы (принимал участие в коллективизации, о чем с предельной откровенностью рассказал в главном своем произведении — исповедальной автобиографии «У підпіллі можна зустріти тільки щурів», потом — кадровый военный, участник Второй мировой войны (командовал дивизией), в 1945—1961 гг. — преподаватель Военной академии имени Фрунзе (Москва), генерал-майор Советской армии. Довольно успешная карьера, не так ли?

И вдруг — резкий перелом (как видно из автобиографии, не такой уж и резкий: возмущение против государственной лжи и произвола зрело не один год). Выступление на партконференции в Москве (сентябрь 1961 г.) против культовской, сталинской, по сути, системы в КПСС; увольнение с работы; создание в 1963 г. нелегального «Союза за возрождение ленинизма» (такими были его убеждения именно в то время — но Григоренко интенсивно работал над собой, непрестанно «перерастая» себя вчерашнего); через два года — первый арест; принудительное психиатрическое лечение. Вскоре выпущен на свободу; стал еще значительно более бескомпромиссным борцом с репрессивным режимом (а его ведь предупредили: «Опять возьметесь за старое — накажем значительно более жестоко»); сделал достоянием мировой общественности кровавую сталинскую депортацию крымскотатарского народа и его дальнейшую трагическую судьбу; за это был подвергнут варварскому 5-летнему заключению в спецпсихушке; бесстрашно поднимал голос в защиту народов, конкретных людей, организаций, которые попадали в лапы репрессивного механизма КГБ. Стал, наряду с академиком Сахаровым, одним из общепризнанных в мире лидеров диссидентского движения в СССР. Через своего близкого товарища Николая Руденко способствовал созданию Украинской Хельсинской группы (1976 г.). Всегда помнил, что он — украинец, родом из села Борисовка Запорожской области.

После принудительной «высылки» из СССР (якобы на «лечение», в 1977 г.) поселился в США. Создал знаменитую автобиографию «В підпіллі можна зустріти тільки щурів» (смысл названия: Григоренко всегда выступал за публичную, открытую правозащитную борьбу и сам так поступал). Можно рекомендовать лучшие отрывки из этих воспоминаний (например, о том, чего стоил 54-летнему успешному генералу разрыв с советской системой) для изучения в украинских школах. Потому что это — действительно поражает. Важно отметить, что классические образцы публицистики Григоренко 70—80-х годов («Приховування історичної правди», «Наші будні», «До питання держаної незалежності і взаємин між народами СРСР») вошли в серию «Бронебійна публіцистика», «Библиотека газеты «День» и пользуются стабильным спросом у читателей.

Его жизнь — жестокий, беспощадный ответ на вопрос: «Легко ли бороться за правду?». И все же она была счастливой. Петр Григорьевич Григоренко сам писал об этом.

Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ