Проблемы развития горно-металлургического комплекса и судьба экономического эксперимента в этой отрасли стали главными темами обсуждения на проходившем на этой неделе в Днепропетровске II съезде металлургов и горняков Украины. В его работе приняли участие Президент Украины Леонид Кучма и первый вице-премьер Кабинета Министров Олег Дубина.
Пользуясь случаем председатели ГМК и отраслевых профсоюзов не скупились на резкие оценки ситуации, что сложилась в отрасли. По их словам, изменение условий эксперимента с начала нынешнего года, а также ухудшение конъюнктуры на мировом рынке стали, протекционистские действия правительств США, России и ряда других стран нивелировали достигнутые украинскими металлургами результаты и сейчас отечественный ГМК, дающий 27 процентов ВВП и около 40 процентов валютных поступлений, вновь переживает не лучшие времена. Металлургические предприятия не могут получить от государства почти миллиардный долг по экспортному НДС, испытывают острую нехватку оборотных средств, не ликвидируется и накопившаяся задолженность по зарплате, составляющая около 84 млн. гривен. «Капитаны» отрасли намекали Президенту на необходимость возвращения налоговых льгот, снижения тарифов на энергоносители и транспортные перевозки.
Выслушав внимательно выступление участников съезда, Леонид Кучма предъявил свои аргументы: напомнил, что основной целью экономического эксперимента ГМК является получение средств на модернизацию отрасли, которая по скромным оценкам требует 50 млрд. гривен. Ведь уровень износа основных фондов на металлургических предприятиях составляет 65 процентов, почти две трети продукции изготовляется по устаревшим технологиям, а энергозатратность украинской металлургии в 1,5—2 раза выше, чем, например, в странах Евросоюза.
Тем не менее, сказал Президент, несмотря на то, что за последние два года на техническое перевооружение отрасли было направлено 7,4 млрд. гривен, обновлено лишь 8 процентов производственной техники. «Государство, — по его словам, — пошло навстречу ГМК. Надежды на эксперимент были большие, но, к сожалению, кардинальных изменений не произошло и из полученной прибыли на модернизацию было потрачено всего лишь 10 процентов». «С одной стороны, — заметил Л. Кучма, — эксперимент в ГМК «сработал»: обеспечена стабильность производства, улучшились финансово-экономические и социальные показатели». С другой, — «прогнозированных результатов мы не получили», а потому, по его мнению, надо думать над «новым механизмом» стимулирования отрасли. Прежде всего следует уменьшить ее зависимость от конъюнктуры внешнего рынка, поскольку на экспорт идет 75 процентов всей металлопродукции. «Насколько это опасно, — добавил Президент, — мы увидели в конце прошлого года, когда упали экспортные цены на металл, а спрос остался на том же уровне». Кроме того, ряд стран начали антидемпинговые расследования и закрыли свои рынки. В таких условиях государственная поддержка эксперимента в металлургии, по мнению Президента, утрачивает смысл. «Парадокс, — подчеркнул Л. Кучма, — заключается в том, что государство дает льготы металлургам, а они за счет этого наращивают экспорт по заниженным ценам». При этом, дошло до того, что цена на металл на внутреннем рынке оказалась в 1,5 раза выше, чем на внешнем и отечественные потребители металлопродукции стали импортировать ее из-за границы во все возрастающих объемах.
Причину происходящего Президент усматривает в действиях собственников крупных металлургических предприятий, которые «используя недостатки антимонопольного законодательства, отсутствия полноценной конкуренции, продолжают формировать цены на металл». Более того, по мнению главы государства, они «сами себе» продают металлопродукцию по заниженным ценам в оффшорные зоны, затем перепродают по мировым ценам и там же оставляют «разницу». «Совесть надо иметь», — сказал глава государства. По его словам, исходя из сложившейся ситуации «есть два варианта развития событий» — либо владельцы крупных предприятий «поймут это и начнут работать нормально, либо я обращусь в Верховную Раду с просьбой отменить эксперимент». То ли в шутку, то ли всерьез Л. Кучма предложил на каждом металлургическом предприятии поставить табличку с фамилией хозяина, тогда, заметил он, «не будет и проблем с заработной платой». Конкурировать на мировом рынке, по его мнению, Украина должна «конечной продукцией» — машинами, самолетами и оборудованием, а отнюдь не «поставками сырья и полуфабрикатов». В связи с этим Леонид Кучма, обращаясь к делегатам съезда и президиуму, задался не праздным вопросом: может быть настало время проводить экономический эксперимент вовсе не в металлургии, а уже в отечественном машиностроении? То есть стимулировать не производство, а потребление металла на внутреннем рынке?