«И где я только не была, а вот в Харькове — представьте себе — впервые!» Из первых впечатлений о творческом вечере в Слободской столице известной поэтессы уже складывается яркая картина.
...Запечатлелась в сознании поэтическая миниатюра Лины Костенко, которая до сих пор не дает покоя:
«І знов сидять при владі
одесную...
Гряде неоцинізм — я в
ньому не існую».
Казалось, что предложенное слово «неоцинизм» — не только литературное изобретение, но и может служить научным термином обозначения той общественно-экономической формации, того политического строя, при которых живет в настоящее время народ в Украине, живут народы еще в ряду государств. Эти строки были в ее серии наименьших поэтических форм, которыми будто бы ставился диагноз обществу еще в начале 90-х годов. Диагноз-то ставился — а как относительно терапии и профилактических мероприятий? Подобные вопросы также поступали от харьковской публики.
А никак! Потому что ничего нельзя сделать пациенту, который сам лечиться не хочет. И тогда наступил и утвердился неоцинизм, в котором поэтесса будто бы «не существовала», уединившись для размышлений и для творения своих трудов на много лет.
Труды были не напрасны: это засвидетельствовал и полный аж через край оперный театр в Харькове, то же подтвердили и встречи в других городах во время турне по Украине. В конечном счете — что бы там ни говорили недоброжелатели — народ наш мудрый, добрый, в естестве своем здоровый, патриотический, — и этим одинаковый во всех краях государства.
«...Наступило время нам с вами советоваться!» — сказала Лина Костенко и тем самым предложила новый формат общения поэта с аудиторией и, собственно, новый формат общественного общения.
Кое-кого это предложение могло застать врасплох, ведь от национальных литераторов нередко ожидают гениальных прозрений, чуть ли не готовых рецептов — как жить дальше, что делать и все такое. А здесь вместо рецепта — снова поэтические строки:
«Були Геракли і Перікли,
І не порнуха, а Парнас.
Навіщо ми до всього звикли?
Навіщо звикло все до нас?»
Действительно: когда убили журналиста Гонгадзе — народ восстал; когда убили журналиста Александрова — народ возмутился; когда в Харькове исчез журналист Климентьев — народ поговорил и замолчал.
Привыкли?!
Показательно, что на творческой встрече с поэтессой было немало харьковской молодежи, в частности студенческой. Одна из харьковских студенток, узнав о первой презентации книги Лины Костенко в агентстве Укринформ, отправилась в Киев и смогла-таки попасть на встречу и подарить писательнице роскошный букет роз.
Это — молодое поколение, уже не обремененное затертыми стереотипами, уже не принимает попытки навязать их опять, и хочется верить, что оно больше не согласится с тем, как «декоративная независимость шевелит усами во сне».
Конечно, эта девушка пришла на встречу и в Харькове.
А вот Лина Костенко, еще не завершив свое общение в разных городах с украинской общественностью, — уже чувствует, как «ее письменный стол нетерпеливо топочет ногами, призывая хозяйку опять к труду».