До февраля Украина определится с компанией, которая будет строить LNG-терминал. Об этом сообщил министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий. «В настоящий момент у нас есть три предложения относительно строительства LNG-терминала. Мы их изучаем. Я думаю, до конца января мы определимся окончательно со сроками и с тем, кто будет выполнять эти работы», — сказал он вчера. Переговоры, по его словам, ведутся с корейской и китайской компаниями. До конца же января Ставицкий пообещал определиться, подпишут новое соглашение по терминалу, или же в старое внесут поправки. Без ответа пока еще остается и вопрос о выводах комиссии по расследованию скандала вокруг LNG-терминала, который возник из-за конфуза с Джорди Сарда Бонвит, который будто бы от имени испанской компании Gas Natural подписал соглашение об участии испанцев в строительстве терминала. О методике выбора новых партнеров для строительства терминала сжиженного газа «День» спросил директора энергетических программ центра «Номос» Михаила ГОНЧАРА:
— Южная Корея имеет четыре мощных LNG-терминала. Все они управляются корейской газовой компанией «Когаз». Китай также имеет, как минимум, три активных LNG-терминала и активно развивает это направление, потому что потребление газа в стране растет, и далеко не весь газ Китай сможет импортировать по трубопроводам. Учитывая перспективы появления в сжиженном виде нетрадиционного газа в Юго-Восточной Азии, Китай еще больше ориентируется на расширение мажари таких терминалов на своем побережье. Поэтому определенным опытом создания LNG-терминалов эти две страны владеют (у частей строительства и управления). Но возникает вопрос: почему власть ограничивается только корейским и китайским вариантами? Ведь есть другие варианты: например, номер один в использовании сжиженного газа сегодня выступает Япония. В этой стране активно используется свыше трех десятков терминалов и, будучи островным государством, Япония имеет самый большой опыт проектирования и эксплуатации терминалов. Есть успешный опыт в Великобритании, Франции, Италии. А мы останавливаем выбор на нескольких. Похоже, что серьезные компании не хотят иметь дела с непредсказуемым партнером. По моему мнению, успех в этой ситуации будет сопровождать китайцев, потому что в последнее время оживилось украино-китайское сотрудничество в разных направлениях экономики. Уверенности добавляет и то, что Китай традиционно предлагает комплексный подход: финансирование и строительство проекта. Впрочем, избирая партнера, нужно руководствоваться принципом комплексной целесообразности, а не принципом «минимальные затраты на проект и максимальные откаты в карман». С такой точки зрения самым выгодным партнером были бы США. Ведь ни Китай, ни Южная Корея не будут поставлять в Украину сжиженный газ. Поэтому среди потенциальных партнеров должны быть США, которые могут гарантировать Украине поставки сжиженого газа. Неплохо было бы параллельно привлечь их к тому, чтобы они помогли в строительстве терминала. К тому же, говоря о концепции строительства терминала, не следует забывать о вопросе прохождения турецких проливов. Украина имеет законное право на прохождение в этих проливах. Однако вопрос Босфора легче было бы решать вместе с американскими, чем с китайскими и корейскими инвесторами.