Наконец депутаты Львовского горсовета (66-ю голосами из 76-ти присутствующих на внеочередной сессии) проголосовали 13 июня за конечный вариант своего постановления от 04.09.2000 г. под № 770 «О завершении привидения в порядок польских военных захоронений 1918—1919 гг. на территории музея «Лычаковское кладбище». Хотя, по правде говоря, перед самым началом сессии Львовского горсовета атмосфера в зале была настолько горячей, что казалось, и на этот раз к согласию не придут. Кроме депутатов в мэрию пришли воины УПА в военной форме, собралось большое количество польских и украинских журналистов… Однако когда первый заместитель государственного секретаря Украины Иван Васюник перед голосованием зачитал обращение к депутатам Президента Украины, ситуация стабилизировалась. Виктор Ющенко призывал: «Ваше позитивное решение по открытию Польского мемориала станет переломным в деле польско-украинского взаимопонимания. Наши польские партнеры демонстрируют готовность делать встречные шаги — оказать помощь в увековечении памяти сотен тысяч украинцев, павших и умерших за Украинское государство. Речь идет о привидении в порядок и восстановлении десятков мест захоронений украинцев на территории соседнего государства, почтении памяти трагически погибших в селе Павлокома, сооружении Монумента украинско- польского примирения на польской земле. Украинцы и поляки ждут от вас взвешенного решения».
Итак, официальное открытие польских военных захоронений 1918—1919 годов состоится 24 июня при участии президентов Украины и Польши.
В частности, в постановлении горсовета указывается:
«Согласовать восстановление надмогильных памятников французским пехотинцам и американским летчикам с такими надписями на польском языке: «Французам, павшим и умершим в борьбе за Польшу в 1919—1920 гг.» и «Американцам, павшим и умершим в борьбе за Польшу в 1919— 1920 гг.», установив соответствующие информационные таблицы на украинском языке; в центральной части захоронений разместить плиту с надписью на польском языке: «Здесь покоится солдат, павший за Родину»; считать недопустимым установление скульптур, архитектурных элементов и военных символов, которые не обусловлены решениями львовского городского совета; перед входом на Мемориал УГА и польских военных захоронений установить информационную таблицу с надписями на украинском и польском языках: «Здесь покоятся украинские и польские воины, которые пали в украинско- польской войне 1918—1919 гг.».
Изображения меча-щербца и каменных скульптур львов на пантеоне, как было в первичном варианте, не будет.
КОММЕНТАРИЙ
Станислав КУЛЬЧИЦКИЙ, доктор исторических наук:
— Дело в том, что вдоль современной границы, которая определялась с 1918 по 1945 год в трех войнах: украинско-польской 1918—1919 годов, советско-польской и Второй мировой, украинцы и поляки были расселены вперемешку. Это следствие сотен лет их совместного проживания в одном государстве — Речи Посполитой. Не удивительно, что и Львов поляки считали своим.
А с другой стороны, Львов — это украинский город, основанный князем Данилом Романовичем, исторический центр Украинской Галичины. Когда возникла Польша и Западноукраинская Народная Республика, украинцы и поляки не смогли найти компромиссную линию границы. Но уже более полусотни лет существует граница, которая не подвергается сомнению обоими государствами. Это — граница дружбы. Мы должны иначе смотреть на отношения между двумя народами. Нужно понимать, что для поляков, которые пали в битве за Львов, этот город — также родной. То, что львовяне одобрили надпись на кладбище, с которой были не согласны, очень важно для понимания между нашими двумя народами.