По заявлению одного из учредителей нового Центра современного искусства Руслана Тарабукина, главной целью «М17» является поддержка и продюсирование украинских художников, особенно молодых, а также последовательная и даже агрессивная (в хорошем смысле этого слова!) интеграция его в ключевые международные выставочные проекты, биеннале, аукционы, солидные ярмарки ранга «Арт-Базель», Freeze, FIAC и др.
Открылся центр масштабной выставкой живописи «Семя Оливы» (...От трансавангарда до постсовременности...). Одним из ее кураторов стал сам легендарный Акилле Бонито Олива, профессор истории искусства римского университета «Ла-Сапьенца», выдвинувший в конце 70-х годов прошлого века теорию трансавангарда, которая через некоторое время оказала поистине магическое воздействие на становление новой украинской живописи. Предваряя проект, он написал: «Искусство трансавангарда — результат сопротивления интеллектуального сознания (разве что немного охлажденного сознания). Оно не попадает в ловушку массового производства. Напротив, принимает обратную стратегию: практикует нейтрализацию любого дуновения модных стилей. Осознание искусства включает осознание бесполезности эстетической борьбы против действительности. Искусство пересматривает свою методологию, становясь на позицию латентности. Мимикрирует под повседневность. Стратегия «бокового шага тореадора» — так он только лучше может поразить быка».
Имена художников, чьи работы выставлены на вернисаже, проверены временем: Матвей Вайсберг, Александр Гнилицкий, Игорь Гусев, Илья Исупов, Дмитрий Кавсан, Александр Клименко, Максим Мамсиков, Александр Ройтбурд, Андрей Сагайдаковский, Виктор Сидоренко, Юрий Соломко, Анатоль Степаненко, Василий Цаголов, Илья Чичкан. Профессионалы, правда, немного поспорили о том, корректно ли называть всех из перечисленных «семенем» теоретика трансавангарда Акилле Бонито Оливы, поскольку формально к «южнорусской» волне, которая подпитывалась свободолюбивыми идеями итальянского искусствоведа в конце 80-х — начале 90-х годов, принадлежали не все названные художники, но достаточно быстро пришли к консенсусу — живопись хорошая, первый блин — не комом.
А куратор с украинской стороны — известный искусствовед Алексей Титаренко, дерзкий на язык и яркий на метафоры — в ответ явным и возможным злопыхателям даже не сказал, прокричал: «Ударим горячей Ukrainian Wave по холодной стерильности постиндустриального мира! Слова сами выстраиваются в лозунги — время пришло. Вот и сотбисовский лорд Полтимор вторит Джоанн Викери, директору Русского отдела Sothby’s: «Мы так ждем чего-то от Украины!» «М17» готовит украинскую СЕНСАЦИЮ!»
На этой оптимистической ноте можно было бы и поставить точку, но предвидя возможные вопросы о названии центра — «М17», которое никто из организаторов не расшифровал, я обратился за разъяснением к директору Центра современного искусства Руслану Тарабукину (кстати, талантливому художнику, чью работу также можно увидеть в павильоне центра): «Честно говоря, очень долго и даже мучительно думал над именем галереи. «М17» возникло неожиданно, сейчас уже и припомнить не могу, когда именно. Если вы знаете, в советские времена существовал такой экспериментальный высотный самолет — разведчик «М17», разработкой которого занимался талантливый конструктор Владимир Мясищев во времена конфронтации и противостояния США и СССР. Придумывая уникальную машину, он знал, что это будет самолет, в создание которого необходимо вложить не только свой инженерный талант, но и основополагающий принцип — «М17» должен обладать безусловной новизной и стать шагом вперед... А что такое «Галерея авангардного искусства», как ни пионер, разведчик в современном художественном мире?! Кроме того, мне понравилась символика, зашифрованная в этой строгой минималистской аббревиатуре: «М» — молодь, 17 — пора взросления, когда мальчишки и девчонки оканчивают школу, стоят перед выбором — кем быть... И кто-то в свои 17 выбирает «мистецтво» — опять же «М17»!.. Три скупых знака, которые объединили в себе, по сути, основной смысл, ради которого, собственно, мы и организовывали галерею».