Когда говорят о военной реформе, то речь идет, конечно, не только о Вооруженных силах, но и о силовых структурах страны вместе с целым шлейфом общих проблем — недофинансированием и стойким желанием ведомств в погонах развиваться автономно, без четкой координации на общегосударственном уровне. По выводам УЦЕПД, сейчас военная организация страны является слишком обременительной для экономики, сверх меры многочисленной, она не способна в полном объеме выполнять возложенную на нее задачу — гарантировать безопасность граждан страны. Причем имеется существенная диспропорция между задекларированными де-юре обязанностями силовиков и их возможностями.
Да, военная доктрина страны требует эффективной обороны по всем направлениям. Однако согласно выводам экспертов существующих военных ресурсов в Украине будет достаточно на сдерживание агрессии только на одном оперативно-стратегическом направлении, если война будет продолжаться не более 30—40 суток. Между тем к оборонным приоритетам отнесено развитие высокоточного оружия повышенной мощности, сил и средств разведки, воздушно-космической обороны, радиоэлектронной борьбы, авиации и аэромобильных сил. На удовлетворение такой гигантомании, как считают в УЦЕПД, требуется от 80 до 200 млрд. долларов, в то время как правительство на 2000 год планирует выделить Минобороны 240 млн. долларов. Этих средств недостаточно для того, чтобы содержать даже одну дивизию по стандартам НАТО. Многочисленные изъяны есть и в боевой, и мобилизационной подготовке, в системе подготовки кадров и в социальной сфере.
Несомненно, все это не является откровением для людей, которые сталкиваются с делами «силовиков» не только во время парадов. Однако не перечень существующих недостатков является козырем исследования, а обнародование взглядов на проведение военной реформы в Украине. Она должна начаться с принятия соответствующего Указа Президента и образования комиссий, которые должны осуществить разработку концепции военной реформы, новой редакции военной доктрины, определить оборонные объемы бюджета 2001 года, а также разработать согласованные между собой программы реформ всех силовых ведомств.
Новая военная реформа, в отличие от ситуации с разработкой уже существующей госпрограммы строительства и развития Вооруженных сил до 2005 года, должна планироваться и проводиться под непосредственным (а не только общим) руководством гражданских руководителей государства — при активной роли СНБО и правительства. Причем этой работе должна предшествовать четкая формулировка политических установок, чего не было доныне и без чего оборонная реформа теряет смысл. В частности, будет ли Украина и далее внеблоковым государством, предусматривается ли введение в оборонный союз? Может ли Украина в случае опасности рассчитывать на военную помощь со стороны ее стратегических партнеров? Допускает ли оборонная концепция Украины нанесения превентивных ударов по территории потенциального противника при демонстрации им агрессивных намерений? Какими будут мобилизационные приоритеты Украины и принцип комплектования войск? Как будет обеспечиваться оборона на опасных направлениях — за счет развертывания там при потребности мобильных сил, или главная ставка — на группировку постоянного базирования?
Вариант ориентиров развития военной организации государства, который предлагают эксперты УЦЕПД, состоит, в частности, в определении общей численности военнослужащих всех силовых структур в мирное время на уровне 300—320 тысяч человек. То есть в целом речь идет о сокращении военнослужащих более чем наполовину. Вооруженные силы, в частности, должны насчитывать 170 тысяч военнослужащих плюс 50 тысяч гражданских. До 2005 года завершить переход всех военных формирований на службу по контракту, за исключением службы в Сухопутных войсках. Предлагается объединить ВПС и ПВО, а также морские силы Пограничных войск и ВМС ВСУ. Расширить внутренние функции армии, в том числе в противодействии терроризму и сепаратизму. Начиная с 2001 года, потребности национальной обороны финансировать в объеме не менее чем 2,5% от ВВП (в течение трех последних лет этот показатель не превышал 1,4%). На протяжении следующих 10—15 лет сохранить внеблоковый статус Украины.
Однако насколько реальным является перевод этих предложений из теоретической в практическую плоскость, например, для реформирования той же армии? Разработанная в чрезвычайно сжатые сроки под давлением политических и субъективных обстоятельств силами главного оборонного ведомства, программа развития ВСУ, которая уже действует — с прицелом на 2005 год, не имеет достаточной экономической базы и просто обречена на постоянное корректирование. Недавно Минобороны создало специальную рабочую группу для разработки перспективного вида армии Украины на рубеже 2010 года, военные также нарабатывают концепцию перехода ВС на профессиональную основу. Недостаток тот же — кулуарность. В связи с этим существует угроза того, что по завершении этих наработок — без привлечения парламентариев, должностных лиц, независимых экспертов — не будет гарантий, в первую очередь, финансовых, для принятия и реализации этих разработок. Вывод данных вопросов на высший уровнь принятия решений мог бы каким-то образом снять эту угрозу и успокоить военных, которые с подозрением относятся к попыткам посягнуть на сферу их профессиональных интересов.
Что же касается реформирования военных структур, приспособления их к возможностям страны, то предложения в этой области уже сейчас разрабатывает СНБО. Ликвидация НГУ — один из шагов в этом направлении. По предварительным данным, известно, что далее предстоит проанализировать целесообразность нахождения военных структур в составе Министерства по чрезвычайным ситуациям, в составе Службы безопасности в виде войск правительственной связи, ситуацию с Пограничными войсками. На текущем этапе обсуждаются планы об общем сокращении в силовых структурах на 26 тысяч. «Сейчас мы имеем парадоксальную ситуацию — экономика не в состоянии на сто процентов финансировать силовые ведомства, а если это не делается, то структуры, которые призваны обеспечить внешнюю или внутреннюю безопасность, сами рискуют стать источником дополнительного напряжения в стране. Однако оптимизация военных ведомств в наших реалиях не может осуществляться быстро, кардинально, поскольку эти меры обязательно должны быть подкреплены программами социальной адаптации», — отметил в недавнем интервью «Дню» секретарь СНБОУ Евгений Марчук.
Поэтому золотую середину в оборонной реформе еще придется найти. Если она вообще существует. Ибо не было ни одной реформы, которая бы проходила действительно безболезненно — даже в развитых и сытых странах. Что уж говорить о бедных...