В воскресенье на площади у памятника Ленину прошел самый масштабный за всю историю города экологический митинг. Более пяти тысяч мариупольцев пришли в респираторах, ватно-марлевых повязках и противогазах, чтобы выразить свой протест заводскому смогу и травле людей отходами металлургического прозводства.
Такой сплоченности и гражданской активности город не видел давно. Люди заявили, что не намерены ждать, пока у собственника двух главных загрязнителей воздуха и Азовского моря — компании «Метинвест», владеющей комбинатами «Азовсталь» и им. Ильича, проснется совесть: «Мы требуем улучшения экологии, модернизации металлургических предприятий, установки фильтров и закрытия аглофабрики. При этом понимаем, что на комбинатах работают наши мужья, дети, родственники, и, по сути, они являются главными источниками наших доходов. Мы не ставим вопрос о закрытии предприятий, а всего лишь хотим соблюдения европейских требований».
Организаторы со сцены заявили, что сделают все для того, чтобы властями был принят мораторий на открытие новых производств, а также открыт свободный доступ представителей общественности на территорию заводов.
Затем толпа переместилась к зданию горсовета, где как раз в это время озабоченный положением дел мэр Юрий Хотлубей проводил срочное совещание. «Ганьба! Ганьба!», — скандировал народ. — Не бойся, Юра, выходи!». Несколько участников акции попытались забросить удочки с украинским флагом в окна Малого зала, где проходило заседание. Ворваться внутрь здания людям помешали наряды милиционеров.
«Я, так же как и вы, озабочен экоситуацией в городе, — обратился мэр к присутствующим в зале представителям общественности. — Ведь и я, и мои дети, и внуки также живем здесь. В конце ХІХ века, когда городская дума принимала решение о постройке металлургического завода «Никополь», это было осознанное коллегиальное решение — вынести производство на 13 километров от центра города с учетом розы ветров. Завод «Азовсталь» строился с революционной целесообразностью — в устье реки Кальмиус, где был удобным подвоз керченской руды. Сейчас я не знаю, как ответить на вопрос, почему увеличились нагрузки на город по смогу. Объемы производства комбината «Азовсталь» уменьшились на 24 % по сравнению с прошлым годом, выведен из действия мартеновский цех. Остались всего три коксовые батареи. Как в таких условиях могут увеличиваться выбросы? Значит, нужно изменить подходы за контролем имеющихся мощностей на предприятиях. Необходимо внести изменения в законодательство, чтобы экологическая инспекция имела право в любой момент прибыть на предприятие и проверить работу очистных сооружений. Кроме того, поскольку проблема носит острый социальный характер, общественные организации через своих представителей также должны участвовать в мониторинге. Также нужно внести изменения в городскую экологическую программу относительно ужесточения контроля, сокращения сроков выведения из работы вредных производств. Но знаете ли вы, что ситуация на предприятиях города — тяжелейшая? Заказов на металл нет. Если так будет продолжаться, все очень скоро и так остановится... Мы пытаемся предупредить возможные последствия — отрабатываем программу диверсификации экономики города... Нам необходимо формировать сеть новых экологически предприятий — пищевой и перерабатывающей промышленности, группы товаров народного потребления, фармацевтика. Таким образом, на сегодняшний день существуют две насущные проблемы — экологическая и сохранения города в случае закрытия промышленных предприятий, чтобы люди не уезжали отсюда. Надо менять само законодательство: если кто-то сознательно отключает фильтры, он должен не 79 гривен штрафа платить, а отвечать по полной программе и нести ответственность!».
Присутствующие в зале общественники тут же возмутились: почему действующие народные депутаты-мариупольцы, в частности Алексей Белый, за время пребывания в Верховной Раде не выдвинули ни одного соответствующего законопроекта. Но ответа на этот вопрос не последовало. Мэр согласился с тем, что в Верховной Раде Мариуполю необходимо мощное политическое лобби. «В этом составе наш город будут представлять сразу три человека, Алексей Белый, Сергей Матвиенков, Владимир Бойко, — констатировал он. — Мы уже заручились их поддержкой, и сделаем все возможное, чтобы соответствующие законы были приняты».
В результате совещания стороны договорились о внесении ряда изменений в городскую природоохранную программу, а также о ежемесячных собраниях с виновниками происходящего — представителями комбинатов группы Метинвест.