Проблемой застройки центральной площади нашей столицы «День» начал заниматься еще тогда, когда там ничего, кроме ужасных котлованов, не было. Городские мужи и сами не представляли, как это все должно выглядеть — все делалось «с колес» и по принципу «чем подороже». Наши публикации были замечены, но практически никто из причастных к этому безобразию не обращал внимания на их содержание. Процесс строительства был максимально закрыт, и протестующие архитекторы также не могли что-либо решить. Впоследствии все-таки добились отмены плана разместить там 108(!) фигур (из них около 70 скульптур и бетонные колонны, которые должны были имитировать греческий мрамор — их разобрать было бы намного тяжелее, чем стеклянные «теплицы»). Один из основных генераторов протеста — профессор Лариса Скорик — не так давно в нашей редакции заявила об идее создания целой общественной организации несогласных с новейшими методами застройки города. «День» с радостью поддержал идею, потому что это вполне совпало с тем, о чем мы, в отличие от многих «активных» СМИ, писали раньше.
«Превращение Киева в помпезную провинцию происходит уже не первый год. Профанация в сфере градостроения, архитектуры, монументального искусства...» Такими словами начинается обращение к общественности представителей творческой и научной интеллигенции, которые оформили свое сопротивление этим постыдным явлениям в «Клуб эстетического неповиновения». 28 сентября 2002 года состоялось учредительное собрание клуба (КЭН), который объединил 100 неравнодушных профессионалов, озабоченных формированием культурного общества и культурного государства. В конце прошлой недели КЭН провел первую пресс-конференцию, очертив круг проблем и фон, на котором они паразитируют.
Следовательно, сегодня основной целью деятельности КЭНа является «создание механизма, который позволит общественности участвовать в принятии решений в отношении будущего их городов». Президент новосозданного клуба — известный художник и драматург Лесь Подервьянский — уверен, что «человек отличается от животного тем, что существует в эстетической среде». Вместе с тем, «есть кучка людей, которые ведут себя в этой стране так, как будто делают в своем доме «евроремонт»... Председатель Совета КЭНа госпожа Лариса Скорик идет дальше: «Среда состоит не только из архитектуры, а из музыки, из радио и телепрограмм. Это все реализуется за деньги налогоплательщиков. Эту антиэстетику нам так долго навязывали, что некоторые люди уже не различают, где настоящее, а где имитация». Член клуба писатель Андрей Курков говорит, что его сюда привел протест, и в свою очередь предлагает создать путеводитель по плохому вкусу Киева с указанием авторства всех «строителей». Писатель полушутя говорит, что «памятники, которые у нас стоят — это госрезерв цветного металла», напоминая при этом хорошую столичную традицию дарить различные «шедевры» другим городам... Вот только как быть с проблемой транспортировки памятников истории (именно так в Кабмине определили монумент на Майдане Незалежности)?
Лариса Скорик вспоминает разговор с Генеральным прокурором Украины Святославом Пискуном — господин прокурор продемонстрировал хорошее чувство юмора, признавшись, что музыкой Поплавского из подозреваемых «выбивают» свидетельства, мол, после нескольких минут прослушивания, они подписывают все... Речь идет, собственно, о понимании актуальности проблемы на других уровнях. Как видим, оно есть. Кстати, одним из методов работы клуба будет его обращение как общественной организации к правоохранительным органам, чтобы последние давали надлежащую оценку грубым нарушениям законодательства. Кроме того, КЭН будет собирать свидетельства таких нарушений и широко информировать общественность. Уже сейчас действует электронный ящик клуба, в который можно написать, в частности, о нарушении правил и методов застройки, особенно, если это касается заповедных зон, памятников истории и культуры на территории всей Украины. Адрес ящика: [email protected]
Основное направление работы будет носить превентивный характер. Чтобы все происходило не «после», а «до». Сейчас КЭН обеспокоен ситуацией вокруг планируемого строительства на Владимирский горке современной гостиницы, не забывая при этом Софию Киевскую, Лавру и тому подобное. Также клуб собирается требовать изменений законодательства, в котором многие нормы «четко не выписаны» — эти слова очень любят использовать наши столичные «градостроители». Соответственно, те, кто уродует города, должны нести уголовную ответственность.
Говорят, что итальянская мафия свои первые большие деньги заработала именно на строительстве — мостов, дворцов... В Москве на реконструкцию Кольцевой дороги пошло больше, чем на все другие дороги огромной России... У нас также проведена беспрецедентная в финансовом понимании «реконструкция» Дворца «Украина». Сейчас идут не менее «изысканные» строительства.
Кен — по-японски значит меч. По- английски — «я могу», т.е. способность воплотить определенное дело. Украинский КЭН соединил в себе эти функции. Для безответственных чиновников, которые прежде всего руководствуются не эстетическими критериями (говорят, что и с соответствующим образованием у ребят не все хорошо), а коммерческой выгодой — клуб будет своеобразным дамокловым мечом. Для людей, которые не утратили вкуса — возможностью действовать. Меч неповиновения является мечом защиты. От безвкусицы и произвола.