Почтение жертв Голодомора на общегосударственном уровне началось с 2008 года, с указов тогдашнего президента Ющенко. На самом же деле «тихая» память о своих родных, заморенных голодом в 1932 — 1933 годах, в украинских семьях была всегда. Пусть об этом не говорилось прямо, но проявлялось в таких нюансах, как страх выбросить кусок хлеба или формирование семейного продовольственного запаса. Понимая, что глубокие травмы украинцев нуждаются не в сухом официозе, а в сочувствии и человеческой теплоте, в 2003 году исследователь Голодомора, автор «Дня» Джеймс Мейс пишет в нашей газете статью, в которой инициирует общенациональную акцию «Свеча в окне». «Я же хочу предложить лишь акт национальной памяти, доступный каждому: в национальный день памяти жертв 1933-го (четвертую субботу ноября) определить время, когда каждый член этой нации, где почти каждая семья потеряла кого-то из близких, зажжет в своем окне свечу в память об умерших», — написал тогда Джеймс. Это был его ответ коммунистам и всем тем, кто семь лет назад отрицал геноцид украинцев.
Что мы должны ответить сегодня Президенту и его команде? Очевидно, не пафосом и официозом. Наша память о родных — теплая и семейная. Конечно, стоило бы показать разъяснительные материалы тем, кто еще не пришел к осознанию трагедии. Конечно, стоит подумать над уроками этой страшной жертвы. А можно просто — по совету Джеймса — поставить свечу памяти в окне.
Сегодня в Киево-Могилянской академии соберется организационный общественный комитет по почтению памяти жертв Голодомора. В него вошли уважаемые люди — академик Игорь Юхновский, Евген Сверстюк, бывшие вице-премьеры академик Мыкола Жулинский и Иван Васюник, генеральный секретарь Мирового конгресса украинцев Стефан Романив, ректор Киево-Могилянской академии Сергей Квит, ректор Львовского национального университета имени Ивана Франко Иван Вакарчук, историки Владимир Вьятрович и Василий Марочко, деятели культуры Нина Матвиенко, Евгений Станкович, правозащитник Евгений Захаров, представители церквей и религиозных организаций Украины. Мы обратились к Мыколе Жулинскому с вопросом, каковыми он видит шаги общественности в канун памятных дней.
Мыкола ЖУЛИНСКИЙ, директор Института литературы им. Т. Г. Шевченко, член организационного комитета по почтению памяти Голодомора:
— Логично, что когда власть отворачивается от сверхважного для украинцев исторического факта, функции относительно почтения памяти должна взять на себя общественность. Общественный комитет призван дело почтения памяти жертв Голодомора 1932— 1933 годов поднять на уровень общенационального звучания. Нынешняя власть отошла от тех наработок по изучению правды об этом периоде истории, и это обеспокоило украинскую общественность. То, что Голодомор был геноцидом, спланированной акцией подтверждено Законом Украины и Судом, который назвал виновников, совершивших это преступление. Своим заявлением в Брюсселе Президент Янукович поставил под сомнение и решение парламентов многих стран, поддержавших украинцев. В таких условиях общественный комитет вынужден действовать очень активно. Мы не можем позволить, чтобы в общественном сознании угасала память о большой трагедии нашего народа. Мы должны помнить и чувствовать ответственность перед теми миллионами невинно убитых украинцев. В какой-то степени, мы возвращаемся к началу 90-х годов, когда была активной инициатива очень многих людей, искавших документы, записывавших показания очевидцев. Но теперь, когда мы имеем полученные колоссальными усилиями свидетельства, когда в каждой области издана Книга памяти, мы обязаны сделать все, чтобы почтение памяти жертв Голодомора было всеукраинским и, главное, искренним.