Театр «Колесо», который во главе со своим художественным руководителем Ириной Клищевской является достаточно активным в украинском театральном пространстве, определенное время будто бы находился в состоянии ожидания — новых спектаклей, художественных событий, интересных поисков. Ожидал и зритель.
На днях было сразу два значительных для творческого коллектива повода, чтобы пригласить друзей и почитателей «Колеса» на открытие нового каминного зала (в настоящее время — событие неординарное) и премьеру спектакля «Фатальный флирт или забавы» по пьесе, к сожалению, забытого для украинской сцены австрийского автора Артура Шницлера (режиссер-постановщик — Ирина Клищевская).
Интересно, что сочетание этих художественных акций является полностью органическим. Ведь уютное сценическое пространство, которое напоминает, скорее, театральный салон, абсолютно свободно «принимает» спектакль «Фатальный флирт или забавы», требуя от актеров особенного шарма и игровой утонченности. Да и дистанция со зрителем, который является будто бы гостем на приеме, почти отсутствует.
Спектакль состоит из двух небольших частей, каждая из которых, кажется, может восприниматься как автономная сцена. Эти сцены разные по эмоциональному напряжению, темпоритму и смысловому лейтмотиву. Первая является тем самым флиртом: ее лейтмотив — жизнь со всеми его прелестями и забавами. Хотя в финале первого действия зритель может догадаться, что трагедия является неминуемой... Картина первого действия — казалось бы, обычная. Молодые господа Фриц Лобгаймер (Денис Драчевский) и Теодор Кайзер (Андрей Лелюх) в квартире Фрица весело проводят время с юными дамами — легкомысленной Мици Шлягер (Ольга Васинюк) и влюбленной в хозяина дома, лирической и изысканной в своих чувствах Кристине (Алина Проценко). Перед зрителем — вся атрибутика забав: любовь, праздничный ужин, дорогие напитки, игра на фортепиано (музыка Сергея Бедусенко и Владимира Дадикина), танцы... и даже камин нового сценического пространства театра «Колесо» словно создан специально для спектакля. При всем этом «круговороте развлечений» в доме Фрица иногда создается впечатление, что актерам не хватает легкости, какой-то сценической акварельности, которая потом бы диссонировала с тяжелыми мазками последующих событий. С другой стороны, определенное напряжение словно предполагает будущую трагедию, соответствующую настроению Фрица. А еще — в светлую атмосферу спектакля вмешивается мистический персонаж. Бархатная Дама (Анна Артемьева) является то ли символом упрека, то ли намеком на опасность.
С началом второй части спектакля становится ясно: от легких забав и светлой любви до смерти — один шаг. А за тайнами в отношениях между влюбленными может прятаться ложь. Хотя... в спектакле достаточно ярко прослеживается мысль о том, что истинные чувства можно рассмотреть слишком поздно — прячась за флиртом и легкомысленностью.
Интересной чертой «Фатального флирта» являются сильные работы актеров, которые появляются лишь во втором действии, — не балансируя между двумя эмоционально разными сценами. Таким образом, создатели спектакля будто бы дозировано увеличивают напряжение. Хотелось бы отметить работу Александра Бирюкова в роли Ганса Вайринга. Актер играет любящего отца, измученного жизнью и беспомощного перед горем собственной дочери. Привлекает и юная актриса, студентка Киевской академии искусств Прасковия Жилинская в роли Лины. В целом создается впечатление, что, несмотря на сложность выбранного литературного материала, театр «Колесо» сделал новый, достаточно уверенный оборот...