Начало 40-й «Молодости» вполне соответствовало патетике юбилея: церемония открытия в Национальной опере имени Шевченко, Жерар Депардье и Рената Литвинова в качестве ведущих, «ВВ», Нино Катамадзе и «Сплин» в музыкальных интермедиях, и, наконец, небывалое в истории украинского кино присутствие в одном месте, в одно время знаменитых режиссеров и актеров. На сцену поднялись Софи Марсо, Фанни Ардан, Кристофер Ламбер, Владимир Меньшов. Все они получили почетных «Золотых оленей» за вклад в мировое киноискусство.
Собственно, в тот же вечер Марсо и Ламбер представили фильм, открывавший фестиваль — франко-колумбийскую мелодраму «Картахена» (по роману Эрика Холдера «Смотритель») — режиссерский дебют Алана Монна.
И Франция, и Латинская Америка известны в кинематографе, в том числе и благодаря регулярному производству слезливых любовных историй. Соответственно, Ламбер и Марсо имеют довольно большой опыт игры именно в таких лентах.
Действие происходит в одном из самых живописных городов страны Колумбии — приморской Картахене. Лео (Ламбер), бывший чемпион по боксу, пытается утопить в алкоголе свои жизненные неудачи. И работа ему нужна для успокоения. Однако он устраивается в довольно неожиданное место: ухаживать за парализованной француженкой Мюриэль (Марсо). Предыдущие сиделки — девушки — выдерживали лишь несколько дней. О Мюриэль заботится откровенно влюбленная в нее Люсия (Маргарита Роза де Франциско). Потом появляется и третья женщина — юная хулиганка и перспективная боксерша Лина (Линнет Гернандез Вальдес), которую Лео на спор со своим старым приятелем-тренером собирается сделать настоящим бойцом. Образуется своеобразный любовный четырехугольник — настолько же непостоянный, насколько и опасный.
В первой половине фильм драматургически увлекателен. Есть такая рискованная неопределенность: увидим ли дальше авторскую версию «Малышки на миллион долларов» — историю об уставшем чемпионе, который хочет передать корону молодой девушке с непредсказуемыми для обоих последствиями? Или все взорвется страстями и фейерверком насилия? А, может, увидим утонченную декадентскую киноновеллу о любви?
Режиссер избрал самый простой путь. Его можно понять — проработав почти 20 лет в качестве ассистента или исполнительного продюсера на чужих картинах, он не мог рисковать в своей первой режиссерской попытке. Расчет на актеров определенного призвания оправдался: Ламберт интересен в амплуа охрипшего парня с мягким сердцем, так же Марсо хорошо отрабатывает перемену героини от колючей пациентки до посветлевшей от любви женщины. Однако с остальным сложнее.
Собственно, общее настроение и режиссура фильма как раз объясняются сочетанием французских и латиноамериканских традиций мелодрамы. От первых в фильме изысканная композиция некоторых кадров, европейская сдержанность актеров, сквозной мотив желтого цвета (правда, несколько непонятно, к чему он), от вторых — использование самых простых раздражителей для давления на слезные железы зрителя — от чрезмерно жалостливой музыки (музыка — Флоренсиа ди Консилио) до щемящих диалогов. В целом «латинских» элементов явно больше, и это вредит фильму.
Но, в конце концов, это лишь жанровое кино с основной задачей — растрогать публику и сделать это по возможности красиво. Именно с жанровых, коммерческих картин и начинаются все серьезные фестивали — так что и тут «Молодость» не отстает.
Отчеты об итогах фестиваля читайте в нашей газете на следующей неделе.
Фестивальные просмотры проходят в кинотеатрах «Киев» и «Жовтень».
P.S. Эксклюзивные интервью с Софи Марсо и Кристофером Ламбером читайте на стр. «ТАЙМ-АУТ»