Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мраморные кулисы для режиссера

30 июня, 2004 - 00:00

В воскресный полдень на Байковом кладбище состоялась панихида, установка и освящение надгробного памятника знаменитому украинскому режиссеру, бывшему художественному руководителю Национального академического драматического театра им. И. Франко Сергею Владимировичу Данченко. Три года назад остановилось сердце этого талантливого мастера сцены.

Вечером, закрывая 84-й сезон, в память о режиссере франковцы сыграли спектакль «Тевье Тевель». Эта постановка уже стала театральной легендой. 15 лет спектакль не сходит с афиши франковцев — и всегда в зале аншлаги. «Тевеля…» показывали на многочисленных фестивалях, а в октябре его повезут на гастроли в Америку (Вашингтон — Чикаго — Нью-Йорк — Филадельфия). «Тевье Тевель» — одна из самых любимых постановок Данченко. В ней чувствуется душа режиссера, его понимание мира. Ведь путеводной нитью творчества Сергея Владимировича всегда проходила тема: ради чего человек приходит в этот мир? Данченко постоянно искал гармонию бытия, свое «я» в мире. Его интересовало, что было до нас, что будет после нас. Театральным триптихом можно назвать данченковские спектакли «Украденное счастье» Ивана Франко, «Дядя Ваня» Антона Чехова и «Тевье Тевель» Шолом- Алейхема.

Сергей Владимирович умел предвидеть время. Он был необычайно мудрым человеком, в творчестве не терпел штампов. Считал, что искусство национального театра — искусство большого стиля. Театр должен быть духовным камертоном нации. Любимыми писателями режиссера были Франко, Шекспир и Чехов, произведения которых он ставил не только на франковской сцене, но и в ближнем и дальнем зарубежье. Сергей Владимирович любил классику, хотя ее ставить значительно сложнее современных пьес. С улыбкой цитировал Питера Брука: «Хочешь иметь несчастье на свою голову — возьми шедевр: чем больше углубляешься в текст, тем больше одно цепляет за собой другое».

В последние годы Сергей Владимирович часто болел и сетовал, что перешел в теоретики. Даже находясь в больнице, он продолжал жить интересами театра. Его последними работами стали комедии «За двумя зайцами» и «Пигмалион», пользующиеся неизменным зрительским успехом. А мечтал поставить «Пер Гюнта»...

В длинной книге судьбы мастера целые главы написаны вместе с актером Богданом Ступкой. Более трех десятилетий их связывала тесная дружба в жизни и на сцене. Их совместное творчество началось во Львовском театре им. М. Заньковецкой спектаклем по пьесе Виктора Розова «В дороге». Самые значительные работы созданы вместе: «Ричард III», «Каменный гость», «Украденное счастье», «Дядя Ваня», «Энеида», «Тевье-Тевель», «Король Лир».

— Со смертью Данченко у меня в душе что-то оборвалось, — с болью признался Богдан Ступка. — Мы с ним 34 года были словно одно целое. Я многому научился у него, а он, наверное, у меня. Возглавить театр меня заставили обстоятельства. Было очень важно не потерять наш коллектив и те хорошие традиции, которые Сергей Владимирович поддерживал. Я согласился стать худруком только потому, что боялся: если придет кто-то чужой, то наш франковский дом, который с такой любовью строил Данченко, развалится. В нашем репертуаре остались лучшие спектакли Сергея Владимировича. Впрочем, я считаю, что у режиссера не было проходных работ. У Сергея Владимировича была любимая песня — «Сиреневый туман», и когда он был в хорошем настроении, то всегда ее пел. Именно эта мелодия прозвучала на его могиле в день похорон и ныне, когда установили надгробный памятник. В песне есть такие строчки: «Кондуктор не спешит, кондуктор понимает...» — именно в них заложен огромный смысл, я бы даже сказал, жизненное и творческое кредо мастера — не спешить и понять другого, семь раз отмерить и только один раз отрезать…

— Театр Данченко со смертью режиссера не исчез, — считает Михаил Захаревич, генеральный директор Театра им. И. Франко. — Данченко мечтал о небольшой сцене, чтобы там режиссеры и актеры имели возможность экспериментировать, ставить камерные постановки. Сегодня зрители с большим интересом ходят в наш Театр в фойе. Мы надеемся, что к следующему сезону сумеем отремонтировать Малую сцену.

Франковцы собирали деньги на установку памятника Данченко, отчисляя средства от продажи билетов на спектакли. Меценат Сергей Николаевич Платонов дал мрамор. Группа мастеров (под руководством скульптора Бориса Степановича Довганя) создала надгробную стелу в виде кулис и бронзовый барельеф режиссера. Данченко говорил, что франковцы — одна театральная семья. Эти традиции продолжаются и ныне.

— С Сергеем Данченко мы учились в одной школе № 17 г. Львова, — вспоминает художественный руководитель Театра русской драмы Михаил Резникович. — Он был старше меня на один год. Сергей много занимался спортом, особенно хорошо играл в баскетбол. После окончания школы поступил на геологический факультет Львовского университета, а я — на физический. Потом судьба нас обоих бросила в режиссуру. Практически мы общались всю жизнь. Особенно близки с Сергеем Владимировичем мы стали в последние несколько лет его жизни. Нас объединяла определенная точка зрения на китч, спекуляцию приемами в театре. В этом отношении Данченко за 24 года, которые возглавлял Театра им. И. Франко, вел коллектив по линии человековедения. Сергей Владимирович вырастил блистательную плеяду артистов старшего и среднего поколения. В этом я завидовал белой завистью Данченко. Он очень хорошо понимал, что в театре нужно постоянное обновление. И через каждые два- три года брал в труппу самых талантливых выпускников театральных институтов. У Сергея Владимировича проблемы поколений, той проблемы, которая жгуче стояла и даже сейчас в какой-то мере стоит перед Театром им. Леси Украинки, не было. В этом была его мудрость, его понимание театра.

Мне лично очень близок Сережа Данченко, а также то, что он исповедовал. Он был личностью, которая должна остаться в истории украинского театра вместе с такими корифеями сцены, как Гнат Юра и Марьян Крушельницкий. Богдан Ступка, став художественным руководителем франковцев, получил в наследие достаточно сильную труппу и хорошие творческие традиции. Недаром до сих пор идут данченковские «Тевье-Тевель», «Украденое счастье», «Энеида».

— Сегодня, когда опущен занавес, проведший черту между живыми и мертвыми, можно сказать, что Данченко был гениальным режиссером и прекрасным человеком, — говорит Алексей Кужельный, художественный руководитель театра «Сузір’я». — Сергей Владимирович не давал готовых рецептов, не ставил конкретных задач, не стучал по столу, но умел добиться, чтобы все занятые в спектакле отдавались ему до конца. По первому своему образованию он геолог. И, видимо, поэтому он умел слышать даже камень. Это помогало в режиссерской профессии слышать и слушать. Я бы назвал его мастером полутонов и нюансов.

Сергей Владимирович поднял Театр им. И. Франко на высочайший уровень. Остались его единомышленники. Не преемники, а именно единомышленники. Потому что тиражировать, клонировать талант невозможно. Сколько бы ни было учеников, каждый из них идет своим путем. Главная память о Данченко — то, что театр, которому он отдал полжизни, остается флагманом украинской культуры.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ