Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мустафа ДЖЕМИЛЕВ: Стабильность — не оправдание дискриминации крымскотатарского народа

15 марта, 2000 - 00:00

В Крым уже возвратились больше 250 тысяч крымских татар, образовано более 300 поселков их компактного проживания. Но не решены еще многие проблемы обустройства — не достает школ, больниц, дорог, энергии, топлива, стройматериалов, финансов. В 2000 году из государственного бюджета на эти цели выделены 40 миллионов гривен. Требуют решения и политические, духовные проблемы крымских татар. А одним из наиболее актуальных сегодня является вопрос собственности на землю. Подробнее об этом «День» предложил рассказать народного депутата Украины, председателя меджлиса крымскотатарского народа Мустафу ДЖЕМИЛЕВА.

— Мустафа-ага, какова точка зрения меджлиса на проблему участия крымских татар в приватизации земли в Крыму? Что вы намерены предпринять по этому вопросу?

— Это очень сложный вопрос. Дело в том, что закон и указы Президента не учитывают особенностей Крыма. Сейчас мы направляем свой документ Леониду Кучме, в котором просим его принять меры к тому, чтобы решить этот вопрос справедливо. В противном случае 87 процентов крымских татар не смогут получить землю. Паевание проводится сейчас только среди членов КСП, в которые многие крымские татары не могли вступить по разным причинам. Администрации в районах Крыма пытаются провести эту работу как можно скорее, уже сейчас многие из них разводят руками и говорят «Земли нет!». Может создаться ситуация, когда безземельные крымские татары вынуждены будут иметь дело не с государством, а с частниками. Это не что иное, как попытка создать в Крыму конфликтную ситуацию на почве раздела земли. Поэтому мы предлагаем пересмотреть условия и обеспечить крымским татарам равное право участия в паевании земли.

— Как развивается ваше сотрудничество с правительством Крыма, какие вопросы уже удалось решить, какие проблемы еще существуют?

— Большую роль играет понимание лично Сергеем Куницыным и некоторыми другим членами крымского правительства проблем крымскотатарского народа. Сыграло роль и постановление о праве крымских татар на получение земли, изданное правительством, но, к сожалению, скорее психологическую, чем юридическую. Мы ценим правильную позицию Сергея Куницына в этом вопросе. Однако и тут много проблем. Постановление приостановлено прокуратурой Крыма, поскольку действительно существуют определенные расхождения в трактовке положений закона и Указа Президента.

Правда, мне иногда легче договориться о встрече с главой правительства Турции, чем с Куницыным, он, видимо, очень сильно занят, я это понимаю. Но наши проблемы таковы, что требовалось бы больше внимания.

Посмотрим, как будут обстоять дела дальше. Меня настораживает то, что многие проблемы, которые мы обсуждали в мае прошлого года, так и не решаются. В частности, это относится к проблеме представительства крымских татар в органах власти. По нашим данным, сегодня оно в десять раз ниже, чем процентное отношение крымских татар к общему числу населения Крыма. Это вопиющая дискриминация нашего народа. И хотя многие считают меджлис очень радикальной структурой, но в связи с многими проявлениями несправедливости к крымскотатарскому народу, нам часто приходится даже сдерживать радикальные проявления протеста.

В решении всех наших проблем я очень надеюсь на принятие Закона «О статусе крымскотатарского народа в Украине», проект которого уже давно рассматривается в комиссиях Верховной Рады Украины. Этим законом очень многие вопросы были бы сняты. Там решается и вопрос представительства крымских татар в органах власти, и вопрос топонимики. Хотя и не на сто процентов так, как бы мы хотели, но тем не менее закон в состоянии создать правовую цивилизованную базу жизнедеятельности нашего народа на своей родине. Если же этот закон не будет принят, тогда я должен сказать, что уровень конфликтогенности здесь сильно возрастет…

— Какие вы видите пути и возможности, а также условия нормализации отношений Верховной Рады Крыма и меджлиса крымскотатарского народа?

— Я здесь снова уповаю на будущий закон о статусе крымскотатарского народа. Тогда и Совет министров, и Верховная Рада Крыма будут поступать в соответствии с законом. Но я не думаю, что с господином Грачом возможно какое-то сотрудничество, потому, что он и так прекрасно знает ситуацию и наши проблемы. Но если будет принят закон, то кто бы ни был спикером или главой правительства, должен будет выполнять его требования.

— Как организована работа консультативного Совета представителей крымских татар при Президенте, и какую роль он уже сыграл?

— К сожалению, он большей частью так и остался на бумаге, потому, что мы не договорились о содержании Положения о Совете. Камнем преткновения остается пункт о том, как Совет должен формироваться. Администрация считает, что все его члены должны назначаться. Но это очень опасно тем, что можно допустить ошибку и назначить в Совет тех, кто в действительности крымскотатарский народ не представляет. Это же нивелирует смысл Совета, который должен состоять из полномочных и избранных народом представителей. Мы предлагаем, чтобы члены Совета избирались нашими соотечественниками, а Президентом утверждались. Но администрация Президента с этим не вполне согласна, они говорят, что это уже прерогатива Верховной Рады Украины, поскольку Президент не может формировать представительские органы…

В последнее время говорят даже о том, что подготовлен проект создания Совета представителей депортированных, а это уже изменяет суть того, о чем мы раньше договаривались. Я не думаю, что меджлис, да и в целом крымскотатарское национальное движение будет участвовать в таком Совете…

Сейчас же наши документы, которые мы представляем Президенту Украины, мы подписываем как Совет представителей крымскотатарского народа…

— Способствует ли решению проблем крымскотатарского народа ваше участие в работе Верховной Рады Украины?

— Да, хотя мне много времени приходится уделять работе меджлиса крымскотатарского народа, но именно наше участие в парламенте сыграло важную роль в выделении 40 миллионов гривен в бюджете 2000 года на обустройство возвратившихся в Крым депортированных. Я доволен последними событиями, формированием правоцентристского большинства в парламенте, в работе которого и я принимаю участие. Я полагаю, что Президент страны действительно должен иметь право распускать парламент в случае его неконструктивной работы, но я думаю, что нынешнему составу роспуск не грозит. Пока для этого оснований нет. Мы вполне можем выработать цивилизованную и согласованную линию всех ветвей власти. Вместе с тем, хотелось бы, чтобы весь состав парламента больше понимал такие проблемы и потребности, которые испытывает наш народ. Например, если даже прогрессивный парламент не примет закон о статусе крымскотатарского народа, то встает вопрос, а чем же тогда это правоцентристское большинство отличается от коммунистического, всю жизнь нас преследовавшего? И дальше — если будет двухпалатный парламент, то как и насколько в нем будут представлены интересы крымских татар? Если адекватно ситуации — тогда это одно дело, а если они опять будут проигнорированы — тогда какова цена этим переменам? Я полагаю также, что нельзя полностью отменить депутатскую неприкосновенность, эта норма применяется во всем мире. Видимо, тех изменений, которые уже внесены, достаточно — то есть, положения о том, что депутат может быть арестован только после обвинительного решения суда, — этой нормы достаточно.

— В этом году опять начинают говорить о том, что меджлис к 18 мая готовит акции неповиновения, что может испугать потенциальных курортников, и опять вас обвинят в срыве курортного сезона. Что вы скажете по этому поводу?

— Ну, во-первых, в Крыму еще никогда 18 мая не было кровопролитных событий, которые бы испугали курортников. Этот фактор просто используют в своих пропагандистских целях конкурирующие российские курортные регионы. Цена этим методам известна. Если бы не было этой проблемы, конкуренты в бизнесе придумали бы другой. Я думаю, что главная проблема крымского курорта — в недостаточном уровне сервиса. Если его удастся поднять, тогда будут и туристы. У крымских татар нет ни малейшего намерения срывать курортный сезон. В то же время я должен сказать, что мы никогда не будем заложниками курортного бизнеса, а мир и спокойствие здесь никогда не могут служить оправданием для дискриминации нашего народа. Если не хотят срыва курортного сезона, то должны заранее решать назревшие проблемы, а не сваливать все на крымских татар. Пока мы продвинулись только в том, что нас выслушивают, но решать наши проблемы не хотят…

Интервью провел Никита КАСЬЯНЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ