«Щедрик» представил слушателям свою новую работу. Детский хор записал альбом «Три маленькие литургии» Оливье Мессиана. Издание посвящено 100-летию со дня рождения великого французского композитора.
Мессиан — это голос, обращенный к вечности, баховская глубина и радуга сверкающих смыслов. Создатель фантастического «Каталога птиц» не случайно указывал на своей визитной карточке «орнитолог» — он сумел положить на ноты птичьи трели, преобразуя пение природы в музыку радости. А в самые темные времена ХХ столетия, после испытаний фашистского концлагеря, он пишет свое самое светлое сочинение — «Три маленькие литургии Божественного присутствия».
Известно, что композитор создал это произведение для женского хора. А в 1984 году хор «Щедрик» записал «Три маленькие литургии...» на виниловую пластинку, ее передали Мессиану, и автор дал исполнению самую высокую оценку. «Щедрик» — единственный хор Украины, который профессионально исполняет эту музыку на протяжении многих лет. Сегодня Мессиана поют дети тех детей, которые участвовали в записи 1984 года, и поют они столь же вдохновенно и завораживающе.
В этом году, поддерживая европейские инициативы о праздновании 100-летия Оливье Мессиана, хор проводит специальное концертное турне. Недавно «Три маленькие литургии...» были исполнены в Национальной филармонии Украины с Киевским камерным оркестром, а затем во Львове на фестивале «Виртуозы» с оркестром Львовской филармонии. 15 июля планируется выступление хора на Фестивале Гидона Кремера с оркестром «Кремерата Балтика» в Австрии (Локенхауз). Дирижер концертов — Роман Кофман.
Необычный музыкальный язык, высокая эмоциональность, глубочайшая просветленность — не является ли такая музыка чересчур сложной для детей?
Вот как ответила на этот вопрос на пресс-конференции художественный руководитель и главный дирижер хора Марианна Саблина:
— Сложную и несложную музыку дети воспринимают одинаково, главное, чтобы она была настоящей. Музыке нужно довериться и прислушиваться к себе, когда ты ее воспринимаешь. А дети — что касается доверительного отношения к талантливой музыке —это совершенный образец, они открыты для всего нового, настоящего.
Если сравнивать прежнюю запись и нынешнюю, разница в том, что мы сейчас больше слушаем современную музыку, и она стала понятней. Появилась возможность свободно исполнять духовную религиозную музыку. Но, по-моему, вся музыка вообще делится на духовную и недуховную, и тогда вопросы сложности отходят на второй план. Атмосфера этого произведения, искреннее, прекрасное, светлое мироощущение композитора поглощает любого, кто открыт к восприятию.
Марианна Саблина рассказала также, что Гидон Кремер предложил хору «Щедрик» записать «Три маленькие литургии...» вместе с его оркестром «Кремерата Балтика».
Валентина Комерженко, которая пела в хоре в 80-е годы и участвовала в записи «Трех литургий...» на виниловой пластинке, сказала:
— Когда я сейчас слышу, как поет «Щедрик», испытываю чувство особенной нежности, родства. Я благодарна хору и нашему хормейстеру Ирине Саблиной за то, что мы пели «Три маленькие литургии...». Тогда не всякий хор мог их исполнить, ведь это была эпоха стандартных пионерских песен. А мы были подготовлены к наивысшей музыке, хор уже пел Палестрину, Гайдна, Форе. Можно сказать, что «Щедрик» сделал нам на всю жизнь прививку от фальши, стандартизации, пошлости.
Как мы готовились к исполнению? К нам пригласили учительницу французского языка, чтобы помочь выучить текст. Текст оказался поэтический, эмоциональный, стало интересно. Постепенно проникали в сложный ритмический рисунок Мессиана и чувствовали, что это живая музыка, живая мелодия. Роман Кофман рассказал нам, какие инструменты, кроме оркестра, используются, — челеста, вибрафон, электроакустический инструмент «Волны Мартено». Это придавало музыке воздушность, особенную легкость. В ней абсолютно нет никакого давления, напора, она нежная, природная. Мы это почувствовали и старались каждую фразу довести до идеала, максимально передать дыхание музыки. И думаю, нам это удалось.
На пресс-конференции юные хористы рассказали о своих впечатлениях в процессе записи альбома.
—10 лет назад я впервые вышла на сцену и пела «Три маленькие литургии...» А потом все время мечтала снова их исполнить, и сейчас мечта сбылась — я впервые пела соло. Эта светлая музыка по своему духу совпадает с духом «Щедрика», мы все ее очень любим. Она звучит в моем сердце, и я счастлива, что исполнение останется на диске, — призналась Ольга Сегеда.
А Маша Макарова добавила: «Это было мое первое серьезное выступление на филармонической сцене, перед началом я очень волновалась. А когда вышла на сцену, волнение спало, и я пела, не задумываясь о посторонних вещах. Думала о Мессиане, о тексте, о музыке...»
В день выступления хора во Львове Даше Милай исполнилось 15 лет: «Для меня это был лучший подарок на день рождения. Я пережила столько эмоций, чувствовала большую ответственность, потому что публика во Львове очень требовательная. И видно было, что слушателям очень понравилось», — заметила юная хористка.
Арт-директор и хормейстер хора «Щедрик» Алена Асташева рассказала, что Мессиан сам написал неканонический текст к своей музыке, глубокий, высокопоэтичный. К выходу нового альбома литературный перевод произведения на украинский язык впервые выполнил известный деятель культуры Юрий Макаров. Теперь украинский перевод раздают на концертах. После выступления во Львове слушатели благодарили за тексты, просили еще экземпляры, чтобы давать друзьям, и говорили: «Хотим перечитывать, прекрасный перевод».
И в заключение приведу слова десятилетней Тани Дмитриенко: «Я очень люблю петь, а в хор пришла совсем недавно. Не пропускала ни одной репетиции, внимательно слушала Марианну Романовну, запоминала текст, мелодию и все выучила. Что-то кардинально изменилось в моей жизни, когда я пришла в «Щедрик».
Так дети, сами того не ведая, отвечают на вечный вопрос: Может ли искусство изменить жизнь к лучшему?