Название экспозиции «Пришедшие в 2000-х» подчеркивает намерение организаторов обнаружить и продемонстрировать смену поколений в современном отечественном искусстве. Центр современного искусства «М17», который этим летом занял бывшее здание Французского культурного центра на улице Горького, пытается утвердиться как структура поддержки художественной молодежи — по крайней мере, на это направлены первые акции новой институции. В прошлую пятницу художники, начинавшие еще в конце 1980-х и получившие определенную известность в середине 1990-х, либо не пришли на мероприятие, либо присутствовали в качестве рядовых гостей. Следовательно, в физическом плане изменение поколений действительно состоялось, но состоялась ли оно в плане художественном?
«М17» удалось создать действительно яркое пространство: над двором нависала инсталляция (автор — киевлянка Анна Надуда), похожая на громадную модель органической молекулы, в самом большом из залов нон-стоп продолжалось выступление диджеев, а проходить туда доводилось через пролом в стене; еще одна музыкальная точка — комната с живой рок-группой (дуэт Melting Clouds) и лазерной светомузыкой (инсталляция «Просветление», авторы Евгений Чернышов и Юлия Ковальская) — находилась наверху. Шумно, многолюдно, празднично — такие мероприятия случаются не так часто и хороши уже тем, что помещают актуальное искусство в программу праздника.
Что же касается собственно работ, то запоминаются те, в которых чувствовались либо определенный опыт, либо неповторимая интонация. Художница, скрывшаяся под псевдонимом Рыба Голубь, представила серию ассамбляжей «Бабушки-дедушки» — трогательные композиции, выполненные из старых фотографий, деревянных рамок, бечевок и обложек патефонных пластинок; патефон стоял здесь же, однако музыка доносилась из скрытого плеера — явный просчет, ведь именно благодаря подлинности материала, соединенной с современностью стиля, а не технологии, такие объекты и выигрывают. В любом случае, сентиментальность, заложенная автором в инсталляцию, прочитывалась легко и не была вульгарной.
Такая же камерная, домашняя тональность присуща работам Екатерины Чалой, представленным в соседнем зале. Чалая вывесила на стене коврики и вышивку, соединив привычную, традиционную технику со странными или смешными микросюжетами, которые в совокупности также образуют определенную историю.
Жанна Кадырова, одна из активных участниц группы Р. Э. П., продолжает создавать массивные артефакты из цемента и керамической плитки; на этот раз это громадный пакетик чая — веревочку помечает толстый белый провод — и модель рекламного лайт-бокса, инкрустированная белым кафелем и покрытая трещинами, похожими на карту какого-то места. Найдя собственный оригинальный прием, Жанна довела его почти до совершенства, строя остроумные вещи из таких грубых материалов; хотелось бы только, чтобы художница не ограничивала себя и пыталась экспериментировать и с другими выразительными средствами.
Львовянин Сергей Петлюк показал «Сны о Европе» на подвешенных к потолку подушках. Подушки образуют что-то наподобие экрана, на который с двух сторон проектируются изображения молодых людей: ребята и девушки в одиночку лежат с закрытыми глазами и повторяют, точно в бреду, названия самых больших европейских городов.
Одна из наиболее эффектных композиций — «Гомофобия сегодня — геноцид завтра!» в стиле стрит-арта: Анатолий Белов напечатал на бумаге несколько фаз движения разъяренного человекообразного существа, гениталии которого взрываются, и наклеил несколькометровые фигуры на стену галереи, добавив к этому лозунг, являющийся названием всей серии. Получилось недвусмысленное, четко проартикулированное и качественно воплощенное авторское высказывание.
Общее впечатление (а «Пришедших в 2000-х» более 40) — противоречивое. Художники «нулевых» хорошо освоили все существующие техники и формальные приемы актуального искусства; однако свежих идей для наполнения этих форм не хватает. Разрыв между поколениями пока еще остается только возрастным: в сущности, «двухтысячники» еще не вышли из пеленок постмодернизма 1990-х. Способов, как это сделать, более чем достаточно. Главное — найти свою интонацию, свою музыку в шумном, но не слишком разнообразном пространстве украинского актуального искусства.