Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Музыкальная культура Европы»

Под таким названием прошел концерт в Национальной филармонии Украины
9 февраля, 2009 - 20:17
МУЗЫКА ЙОЗЕФА МЫСЛИВЕЧЕКА СОДЕРЖИТ ЭЛЕМЕНТЫ НАРОДНОЙ ЧЕШСКОЙ ПЕСЕННОСТИ

«В музыке — жизнь чехов» — эти слова Бедржиха Сметаны удивительно точно характеризуют страну, в которой живут талантливые композиторы, одаренные музыканты и тонкие ценители прекрасного. Первые сочинения в жанре духовной песни появились здесь в далеком IX столетии. С тех пор Чехия подарила миру настоящие жемчужные россыпи национальной музыкальной культуры.

Наверное, поэтому концерт в Национальной филармонии собрал столько желающих познакомиться с камерными произведениями чешских композиторов. «От Мысливечека до Мартину» — так назывался второй вечер филармонического цикла «Музыкальная культура Европы», неизменным участником которого является струнный квартет Post Scriptum, в составе: Соня Сульдина (первая скрипка), Виктор Иванов (вторая скрипка), Андрей Малахов (альт), Дмитрий Глущенко (виолончель). А еще на сцену в этот вечер вышли гости из Чехии — ансамбль Мартину, названный в честь Богуслава Мартину, композитора-классика ХХ века. Руководит ансамблем флейтист Мирослав Матейка, организатор музыкальных фестивалей и советник депутатов парламента Чехии. В составе ансамбля — скрипачка Радка Прейслерова и виолончелист Бледар Займи, соответственно, первая скрипка и концертмейстер оркестра оперы Пражского Национального театра, а также пианистка Маркета Яначкова, лауреат международных конкурсов.

Концерт проходил при поддержке Посольства Чехии в Украине и был посвящен Чешскому председательству в ЕС, девиз которого — «Европа без барьеров».

И у музыкального времени этим вечером также не было границ. Начало — неподражаемый XVIII век, Иржи Бенда и Йозеф Мысливечек, Павел Враницкий и Вацлав Пихл. Кажется, они ведут слушателя по живописной дороге среди пасторальных пейзажей, где поют ручьи и щебечут птицы. Но есть у старинной музыки замечательная черта: за безмятежностью и спокойным созерцанием таится глубина проникновения в природу вещей. Недаром итальянцы называли Мысливечека «Божественный чех», а творчество Павла Враницкого было высоко оценено Гайдном. Заметим, что прикосновение к старинной музыке требует и от музыкантов особого дара — глубоко погружаться сердцем в ее дух. А музыканты как украинского, так и чешского ансамблей наделены этим даром в избытке!

На этом концерте не мог не прозвучать Моцарт, боготворимый чехами с тех пор, как его оперы «Свадьба Фигаро» и «Дон-Жуан», поставленные в Праге, имели огромный успех. Композитор подолгу жил в любимом городе и говорил: «Мой оркестр в Праге. Мои пражане меня понимают».

Еще были багатели Антонина Дворжака, композитора планетарного масштаба (известно, что именно его музыка была выбрана для сопровождения первых шагов человека на Луне) и фортепианный квартет Богуслава Мартину. Сын звонаря, в детстве он забирался на высокую башню костела, слушал колокольный звон и созерцал с высоты бесконечные просторы, о чем позднее вспоминал: «Этот простор у меня постоянно перед глазами и его, как мне кажется, я постоянно ищу в своих музыкальных композициях». А в финале чешский квартет исполнил поэтично-авангардный опус современного автора Иржи Матиса «Odchazeni» (2002), который он написал специально для ансамбля Мартину.

Музыканты преподнесли слушателям сюрприз. Большую часть произведений они играли «без барьеров», меняя состав и создавая на сцене новые «чешско-украинские» ансамбли. Каждое отделение открывал классический дуэт скрипки и фортепиано (Соня Сульдина и Маркета Яначкова), задавая тон всему концерту своим трепетным и, одновременно, философским исполнением. Запомнился нежный голос флейты Мирослава Матейка в содружестве с тремя музыкантами Post Scriptum в квартете Моцарта. Удивительно проникновенно прозвучали пять багателей Дворжака в исполнении Сони Сульдиной, Радки Прейслеровой, Бледара Займи и Маркеты Яначковой.

Слушатели, путешествуя из XVIII века в ХХI, замечали: музыкальный язык неузнаваемо меняется, но остается главное — божественная красота музыки. Автор проекта Юрий Сульдин — человек творческий и настоящий служитель муз. Украшением концерта стали созданные им художественные буклеты «Музыкальная культура Чехии» с подробными текстами и портретами композиторов, стихами и цитатами из Германа Гессе. А ведущая цикла, музыковед Леся Олейник продемонстрировала свое редкое умение рассказывать о музыке, возрождая почти забытый сегодня жанр музыкального просветительства. Кстати, 26 февраля в филармонии состоится заключительный концерт цикла «Музыкальная культура Европы» под названием «Возвращение романтизма». Прозвучат квартеты Шуберта, Шумана и Чайковского в исполнении струнного квартета Post Scriptum.

Ольга САВИЦКАЯ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

загрузка...