«Банально, второсортно, но визуально интересно». Эту характеристику, данную одним из киноманов новому комедийному боевику «Зеленый шершень», можно считать исчерпывающей. «Шершень» — этакая крупнобюджетная пародия на фильмы-комиксы типа «Бетмена» или «Супермена», базирующаяся на одноименном телесериале 1960-х годов, в котором одну из главных ролей сыграл легендарный Брюс Ли. Главное, впрочем, то, что режиссером фильма, собравшего в прокате уже около 80 миллионов долл., является 47-летний француз Мишель Гондри.
Гондри принадлежит к той редкой породе постановщиков, которые умеют снимать как массовое, так и авторское кино. В 2004 году ему присудили «Оскара» в категории «Лучший оригинальный сценарий» за мелодраму «Вечное сияние чистого разума» с нетипично серьезным Джимом Керри в главной роли. А вот следующая картина «Наука сна» (2006 р.) с Шарлоттой Генсбур и Гаэлем Гарсия Берналем — по-европейски изысканный фильм, отмеченный в Каннах за лучшую музыку.
Такая многосторонность для Гондри неудивительна: он сам выходец из семьи инженеров и музыкантов. Уже в молодости достиг одинаковых успехов в рок-музыке (создал группу в колледже), в видеорежиссуре (снял для своей банды настолько интересное видео, что знаменитая Бьорк заказала ему клипы для себя — они до сих пор считаются лучшими в творчестве певицы) и в изобразительном искусстве (впервые применил технологию морфинга, впоследствии растиражированную братьями Вачовски в «Матрице»).
Гондри делает акцент на визуальной насыщенности фильма: его кадр всегда наполнен интересными деталями, похож на смесь изысканного коллажа и авангардных декораций. В «Зеленом шершне», впрочем, история слишком уж непритязательна. Два недотепы — плейбой и повеса Бритт Рейд (Сет Роген) и унаследованный им от отца слуга, мастер на все руки, китаец Като (Джей Чоу; в сериале 1966 года эту роль как раз и играл Брюс Ли) — просто ради развлечения решают стать супергероями в масках на супермашине. Конечно, в ответ находится и суперзлодей, которого зовут Чудновский (оскаровский лауреат Кристоф Вальц). Рейд и Като постоянно попадают в смешные ситуации, ссорятся и дерутся друг с другом. Рейд выглядит самовлюбленным искателем славы с сомнительными манерами и таким же чувством юмора; большую часть подвигов совершает Като, который, несмотря на свою неуязвимость, не умеет плавать. Оба победителя безуспешно борются за благосклонность секретарши Рейда Ленор Кейс (Кемерон Диаз), которая на их фоне выглядит почти гением. Так же Чудновский-Вальц — пародия на разбойника: пожилой дяденька с интеллигентной седой бородой, которого никто не боится, и поэтому он вынужден все время кого-то убивать.
Даже в этой нехитрой истории Гондри находит возможности для более-менее удачного самовыражения: боевые сцены выглядят как художественные галлюцинации, вся цветовая гамма фильма — словно психоделический комикс; все жанровые составляющие — трюки, драки, гонки, взрывы, перестрелки — тоже на уровне. Сильно хромает чувство юмора, с которым у Гондри обычно хорошо, — но это можно списать на первоисточник.
А вообще, это не всегда оригинально, местами банально, но, впрочем, для французского режиссера-экспериментатора, бросившегося покорять Голливуд, вполне удачно.