Отвечая в конце апреля на вопрос социологической службы Центра им. Разумкова, по какому интеграционному направлению должна идти Украина, 41,7% украинцев (из 2010 опрошенных) высказались за вступление в Евросоюз. Но при этом лишь 5,3% посчитали уровень своих знаний о ЕС высоким, тогда как 43,5% назвали его низким. Выходит, мы идем в ЕС как бы с завязанными глазами, при существенном дефиците информации. Не приведет ли это к необоснованно завышенным результатам и затем к разочарованию? Чтобы этого не случилось и Украина, и Евросоюз предпринимают серьезные меры по улучшению информированности наших граждан о выгодах и проблемах, которые получит Украина после подписания договора об Ассоциации с ЕС и такой ее составляющей, как соглашение об углубленной и всеохватывающей зоне свободной торговли между Украиной и ЕС.
Но улучшение информированности населения — это далеко не единственное направление, по которому развивается сейчас сотрудничество между Украиной и ЕС. Принимаются также дополнительные меры по выполнению программы отраслевой поддержки под названием «Содействие взаимной торговле путем устранения технических барьеров в торговле между Украиной и Европейским Союзом». Этой цели была подчинена и тематика международной конференции в Киеве, рассмотревшей проблемы реформирования системы технического регулирования в Украине после заключения соглашений об ассоциации и ЗСТ.
Как отметил, открывая конференцию, правительственный уполномоченный по вопросам европейской интеграции Валерий Пятницкий, в проекте о ЗСТ раздел по техническому регулированию является одним из ключевых. Он открывает для Украины, по словам Пятницкого, реальные возможности присутствия на украинском рынке. Иначе, по его мнению, наш производитель не мог бы быть успешным на таком крупном рынке, как европейский. Речь идет о сфере нетарифного регулирования, в которой, как отметил Пятницкий, «сегодня находятся основные барьеры для свободного движения украинских товаров». Правительственный уполномоченный подчеркнул, что Министерство экономического развития и торговли ведет в этом направлении настойчивую работу, но «успехи в этой сфере, к сожалению, не являются достаточно существенными».
В материалах конференции указывается, что система технического регулирования может иметь неблагоприятное влияние на развитие торговли Украины с Евросоюзом. Ведь главной задачей органов государственной власти является размещение на рынке безопасной отечественной и импортной продукции. Это достигается с помощью комплексной системы технического регулирования, включая соответствующее законодательство и стандарты.
В Европе после 1985 года ввели в действие новую концепцию системы технического регулирования, которая получила название «Новый подход». Она дает достаточную свободу действий в направлении инновационного развития и дифференциации продукции, позволяет сократить производственные затраты, сохраняя при этом надлежащий уровень безопасности продукции. На конференции «Новый подход» называли историей успеха, который заложил основы для развития реального единого рынка ЕС без внутренних барьеров в торговле. Многочисленные исследования показали, что гармонизация технического регулирования, над чем еще предстоит работать Украине, позволяет сократить расходы на торговлю. Согласно оценке эффективности единого рынка ЕС, а также последнего расширения ЕС, гармонизация техрегулирования позволяет получить в краткосрочном периоде доход в размере 2 — 5% ВВП, а в долговременном — 10% ВВП.
Сегодня формирование институциональной и законодательной базы в сфере технического регулирования находится, по мнению европейских экспертов, на завершающей стадии. Тем не менее, этот процесс, видимо, идет не такими темпами, на которые рассчитывают в ЕС. В связи с этим в этом году наша страна продолжает работать над принятой ранее Программой устранения технических барьеров. В ее рамках ЕС выделил Украине 39 миллионов евро для финансирования существующей системы техрегулирования. Получит ли Украина от этих средств конкретную отдачу? В материалах конференции находим такой конкретный пример. Численность населения Украины составляет 45 миллионов человек, тогда как в Швейцарии, имеющей с ЕС соглашение о ЗСТ, всего 7,3 миллиона человек. Но объем торговли товарами между Украиной и ЕС в 2011 году составлял 36 миллиардов евро, а между Швейцарией и ЕС — 212 миллиардов. Разница весьма существенная.
Но уровень интеграции Украины с ЕС после подписания углубленного и всеохватывающего соглашения о ЗСТ, отмечает руководитель торгово-экономической секции представительства ЕС в Украине Николас Бердж, намного глубже, чем обычное такое соглашение. По его словам, сегодня украинским экспортерам приходится нести значительные затраты при экспорте своей продукции в Европу. А после подписания соответствующего соглашения, по мнению представителя ЕС, снижение тарифов существенно отразится на агропромышленном и металлургическом секторах Украины. 95% импортных пошлин для Украины будут нулевыми, и украинские товаропроизводители смогут, благодаря этому, сэкономить около 487 миллионов евро в год. Остальные 5% тарифов будут, по словам Берджа, снижены на 50%. «Откроются рынки для украинского экспорта и импорта в Европу, — прогнозирует эксперт и добавляет: — Также сельскохозяйственный сектор Украины сможет сохранить 330 миллионов евро».
В отношениях между Украиной и ЕС, продолжает Бердж, состоится не только экономическая и торговая революции, но и инвестиционная. Экспортные тарифы будут полностью запрещены, когда соглашение войдет в силу, отмечает эксперт. «Сокращенные тарифы приведут к росту конкуренции, а это, в свою очередь, обеспечит снижения цен для потребителей», — отмечает Бердж, но при этом добавляет, что «многие украинские компании побаиваются этих изменений, поскольку сегодняшние тарифы их защищают». «Я убежден, что со временем новые технологии импорта увеличат производство, увеличат зарплаты и обеспечат общий рост, как это мы увидели в других странах, которые стали на этот путь ранее», — уверен Бердж. Он отмечает, что, например, автомобильный сектор Украины получил, согласно проекту соглашения о ЗСТ, достаточный период (10 лет) для приспособления к работе в условиях конкуренции. «Так же и сельскохозяйственное производство, — отмечает он и продолжает: — Но некоторые украинские бизнесы пострадают больше, чем европейские компании, потому что сокращение тарифов в Украине будет намного большим, но это потому, что тарифы в Европе и без того низкие». «Но доходы для Украины все же будут намного большими, чем для ЕС, — делает вывод эксперт. — Смотрите на размер рынка: для Украины экспорт в ЕС — это треть всего экспорта, и он будет еще расти. А для ЕС Украина — это только 1% экспорта. Так что преимущества для Украины очевидны».
Руководитель группы экспертов проекта Содействия взаимной торговле путем устранения технических барьеров Стефанос Иоакемидис приводит данные из программы поддержки отраслевой политики, первый транш которой в размере 12 миллионов евро уже перечислен в бюджет Украины на создание информационной системы управления. В том числе 9,55 миллиона евро — на оборудование для лабораторий; 95 тысяч евро — на участие в международных сверках национальных стандартов; 420 тысяч евро — на создание баз данных стандартов; 950 тысяч евро — на информационную систему рыночного надзора; 890 тысяч евро — на разработку стандартов. «На каком этапе мы находимся сейчас? — спрашивает Иоакемидис и отвечает: — Сейчас мы на полпути к выполнению поставленных целей».