Украина и Россия пытаются вернуть к жизни идею трехгодовой давности о создании зернового пула. Об этом в ходе двусторонней встречи в Москве договорились премьер-министр Украины Николай Азаров и глава правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев. По словам пресс-секретаря Азарова Виталия Лукьяненко, конкретных решений по этой теме не принято. Но тема вновь всплыла. Напомним, что в 2007 году Российский зерновой союз инициировал создание Черноморского зернового пула в составе России, Украины и Казахстана с возможностью дальнейшего присоединения к нему таких стран, как Венгрия, Болгария, Румыния, Турция.
Украинские зерновики не в восторге от этой идеи. Оценить влияние инициативы на агросектор «День» просил заместителя генерального директора «Украинской аграрной конфедерации» Александра ЯРОСЛАВСКОГО:
— Украине этот зерновой пул не нужен. Это все равно, что мы будем инициировать создание нефтяного пула с Российской Федерацией. У нас ограниченное количество перевалочных мощностей. А с учетом того, что в ближайшее время наша страна планирует существенно нарастить объемы производства зерновых культур, а потребление будет ограничено, то огромное количество зерна пойдет на экспорт. Поэтому нужно иметь полный доступ к логистике. И чем эффективнее она будет, тем выгоднее украинские аграрии смогут продать свой урожай и получить наибольший экономический результата.
На сегодняшний день существуют определенные проблемы с логистикой. И появление в украинских портах дополнительного зерна из России или Казахстана может создать коллапс перевалочных мощностей. Сколько составляет их дефицит — тяжело сказать. Все зависит от слаженности работы портов, элеваторов, «Укрзалізниці», наличия зерновозов, срока их оборачиваемости, внешнего спроса. На мой взгляд, в перспективе необходимо нарастить перевалочные мощности на 20%, чтобы урожаи не простаивали в портах. Плюс к этому — активизировать работу по обновлению зерновозного парка. Страна с таким колоссальным экспортным зерновым потенциалом не имеет права держать в таком плачевном состоянии свой зерновозный парк, который тает на глазах.
Потенциал ежемесячного экспорта составляет около 3 миллионов тонн при условии слаженной работы всех субъектов этой цепочки. А максимум — 3—3,2 миллиона тонн в месяц. Если создадут зерновой пул, то нагрузка на украинские перевалочные мощности вырастет вдвое. Надо будет выстраивать очередь в поставках. А кто будет первым, какие объемы — вопросов больше чем ответов. Зачем нам это надо? Создания зернового пула с Россией и Казахстаном также потянет за собой потерю Украиной некоторых экспортных рынков. Каждая страна имеет свои возможности, за счет которых удовлетворяет спрос по тем или иным видам продукции на внешних рынках. Если Украина имеет боле менее хорошую логистическую цепочку, то она должна этим максимально пользоваться для удовлетворения в первую очередь своих интересов, а не интересов других стран.