Сопоставление (неторопливое, вдумчивое, в чём-то даже критическое) — неплохой путь к постижению неявных, часто запутанных направлений движения человеческих судеб, движения идей, движения истории вообще. Возьмем для примера (и сравним) две годовщины, которые отмечаются в феврале.
Первая — 70 лет со дня славной победы под Сталинградом (пишем эти слова с полным осознанием того, что и битва действительно сыграла в ходе Второй мировой войны очень весомую роль — есть вещи, которые нельзя опровергнуть даже с течением времени). Но ключевой момент: кто, собственно, победил нацистов тогда, в начале февраля 1943-го? Правдивый ответ: народ, именно так (пусть как бы мы не стремились избегать лишнего пафоса, связанного с этим словом, но это именно тот случай, когда историю творил народ!) Миллионы людей, которые, поняв, что, собственно, поставлено на карту, решили, во что бы то ни стало, победить врага — и часто посылали «к чертям» всех «особистов», партийных чиновников, доносчиков, бездельников, которые лишь мешали, будучи на передовой, воевать. Победил народ — не по идейно-коммунистическим соображениям, а потому, что защищал святое право жить на Земле! Это в полной степени касается и тех украинцев, которые сражались под Сталинградом, — не ради Сталина, а за себя и своих детей.
Тем большим кощунством, цинизмом и, в сущности, великодержавным хамством являются озвученные в России на достаточно высоком уровне (в частности и на наивысшем) инициативы — причем со ссылкой на «волю народа», как же иначе! — относительно «возвращения» современному Волгограду «славного исторического имени» — Сталинград (в честь «отца Победы»). Цинизм здесь в том, что таким вот диким способом «увековечивают» память о том, кто несёт непосредственную ответственность за миллионы погибших как в Сталинграде, так и до, и после него; вообще за то, что гитлеровцы вышли на Волгу. Вывод здесь может быть лишь такой: сталинский «микроб» всё больше инфицирует Россию, и кое-кто (в частности «украинские» народные депутаты) стремятся распространить это и на Украину — обратим внимание на предложения отметить (в определённом духе) Сталинградскую годовщину и у нас.
Это одна тенденция. Но есть и другая — прямо противоположная ей, и как раз она даёт надежду на то, что постсоветские общества, пусть медленно, но выздоравливают от тоталитарного дурмана. Имеем в виду то, что почти в тот же день, когда вы, читатель, видите эти строки, 14 февраля 1956 года, начал свою работу знаменитый ХХ съезд КПСС. Тогда Никита Хрущёв и те, кто его поддержал, дали первый толчок продолжительному, болезненному, противоречивому, однако необходимому, как жизнь, как воздух, как свет, процессу десталинизации в СССР. И справедливость требует отметить большое личное мужество Хрущёва, которого требовал от него доклад на том съезде (между прочим, он был и в Сталинграде; не только сидел в штабах, но и видел бои, и это — символично!) Самое главное, по-видимому, что была подготовлена почва для появления «поколения ХХ съезда», поколения шестидесятников, без которого трудно было думать о будущем. И ещё. Был абсолютно прав Александр Твардовский, когда писал:
«А всего верней и пуще
Не прожить наверняка —
Без чего? Без правды сущей
Правды, прямо в сердце бьющей
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька!»