Очевидно, отвечая на президентские пожелания, НБУ с 24 мая снизил учетную ставку на 5 процентных пунктов с 50 до 45% годовых. Труднее обстоит дело с другой рекомендацией — смягчить экономические нормативы для банков, кредитующих экспортеров, и банков, выдающих долгосрочные кредиты, а также ускорить структурную перестройку банковской системы и усилить координацию действий с Кабинетом Министров по реализации денежно-кредитной и валютной политики.
Впрочем, и эти пожелания не есть что-то новое в позиции властей. Вспомним, еще совсем недавно все отраслевые министерства в один голос требовали от Нацбанка денежной эмиссии на льготных условиях. Теперь же картина принципиально иная. Министерские чиновники, а особенно «политпредприниматели», четко усвоили, что в рыночной (и даже полурыночной) экономике нет товаров, которые нельзя было бы купить. Есть цены, по которым они не покупаются. Поэтому совсем необязательно требовать от НБУ напечатать новых гривен, куда важнее добиться приемлемой цены на уже существующие в банковской системе денежные резервы. Ведь не все банки такие сознательные, как банк «Украина», выдававший АПК кредиты под 30% годовых и теперь работающий в режиме финансового оздоровления?
Согласно прогнозам Минэкономики, уровень инфляции за этот год составит 19%. В январе–апреле инфляция составила 5,9%. Если следовать логике Президента, кредитная ставка к сентябрю не должна превышать — сколько? — 16%, 20%, 30% годовых. Но задумывался ли Президент, что в мире существуют, кроме уровня инфляции, еще другие критерии и стандарты процентной политики. И, в частности, то, что любые административные посягательства на баланс спроса и предложения на денежно-кредитном рынке в будущем неизбежно спровоцируют углубление общеэкономического кризиса. Что, кстати, и произошло после форсированной политики снижения ставок к осени 1997 года.
Известно, что гарантом прочности любой национальной валюты является способность центрального банка страны поддерживать процентную ставку по кредитам на уровне, превышающем темпы инфляции. Но, допустим, в Нацбанке согласились с доводами правительства о том, что темпы инфляции в 1999 г. будут ниже, чем 20% годовых. Даже в этом случае снижать учетную ставку было бы крайне рискованно по той простой причине, что индекс инфляции хоть и является важным, но все же не единственным фактором, влияющим на ее величину. Не менее важным ориентиром для любого центробанка (в том числе и НБУ) является уровень рыночных процентных ставок по кредитам и депозитам коммерческих банков, а также уровень дохода по государственным ценным бумагам. И если бы чиновникам очень хотелось, то из банковской статистики они легко бы увидели, что коммерческие проценты не копируют слепо колебания ставок НБУ, а чутко реагируют на общее состояние экономики, и, в частности, на уровни финансовых и общеэкономических рисков в Украине.
На сегодняшний день различные секторы финансового рынка демонстрируют широкий разброс цен на денежные ресурсы, причем раз ница между самым «рыночным» (кредиты банков резидентам) и самым «нерыночным» (ставкой рефинансирования НБУ) курсом достигает не менее 80%. Примерно такой же коридор удерживается комбанками между ставками по привлеченным ресурсам (депозитам) и всеми видами кредитов: предприятиям и банкам. Учетная же ставка НБУ сейчас сдерживает переток гривни на валютный рынок, но она вряд ли сдерживает банки от кредитования производства. Кредиты не выдаются по совсем другим, хорошо известным всем чиновникам причинам. Поэтому куда целесообразнее для чиновников из Кабмина и администрации Президента было бы заняться подлинной причиной высоких процентных ставок — высокими финансовыми и системными рисками, тем самым создавая естественные условия снижения цены на деньги.
Однако все это — довольно трудная и кропотливая работа. Куда проще, опираясь на новый закон о Нацбанке (детальнее читайте на стр. «Экономика»), в приказном порядке добиться номинального снижения ставок. А там хоть трава не расти.