Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Начинать учить историю нужно рано и в разных формах»

День «Дня» в столичной гимназии им. Леси Украинки
14 декабря, 2007 - 19:37
БЛИЦ-МАСТЕР-КЛАСС О РОЛИ СНИМКОВ В ГАЗЕТЕ НА ПРИМЕРЕ НАШЕГО ФОТОАЛЬБОМА / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

13 декабря в актовом зале столичной гимназии №117 им. Леси Украинки состоялась встреча главного редактора «Дня» с учениками десятых и одиннадцатых классов. Ее инициировали сами старшеклассники. Недавно одиннадцатиклассник Алексей Жмуцкий, пообщавшись с Ларисой Ившиной и получив от нее в подарок подборку книг из библиотеки газеты, предложил написать материал о том, как его одноклассники знают новейшую историю. Публикацию читали всем классом! Газета и книги вызвали оживленный интерес. Так и возникла идея организовать встречу. И хотя предварительно ее тема была очерчена как «История глазами журналиста», вопросы также касались политики. Разговор начался, как только Лариса Ившина пришла. Пока другие школьники подходили, несколько самых отважных и любознательных начали задавать вопросы: «Не «растворится» ли пока слабый украинский характер в сформированном европейском?», «Как относитесь к политической ситуации в России?», «Ваши книги способствуют изучению истории Украины как предмета в школе или, скорее, являются дополнительным материалом для расширения кругозора?»

«На мой взгляд, наш проект уникален тем, что мы пытались осветить вопросы, очень важные для граждан Украины, — начала Лариса Ившина. — Я неоднократно отмечала, что книги из библиотеки «Дня» — дополнение к украинскому паспорту. Наше обращение к неизвестным страницам из украинской истории само по себе означает, что в школах, где стремятся воспитывать сознательных граждан, должны на такие издания ссылаться. Взять хотя бы статью «Западная Украина — Сибирь/Крестный путь: годы 1939—1941». Это учили когда- нибудь?.. Если украинцы на Западе это и не изучали, то они узнали об этом периоде от своих родителей-дедов. А в других регионах, где нет такой семейной памяти, может наблюдаться вообще неприятие этой части истории. Или вопрос: употреблять «Вторая мировая война» или «Великая отечественная война»? Для 16-летней страны уже время определиться с терминологией. Поэтому нельзя сказать, что наши книги — учебники как таковые, но это способ «продвижения» концепций нового подхода к истории. Каждое издание — экстракт. Образно говоря, если растворить его — хватит на несколько учебников».

Дальше прозвучал ряд не менее интересных вопросов: «Как относитесь к тому, что много предисловий учебников по истории начинаются словами, мол, украинская история — одна из наиболее трагических?», «Кто, по вашему мнению, из украинцев по-настоящему великий?», «Какие возможны способы популяризации украинского языка?»...

После ответов на них неожиданно для всех главный редактор начала задавать вопросы: «Кто был в Донецке?». Две поднятые руки. «А во Львове?». С десяток рук. «В Одессе? Луганске?» «Чигирине?»... «Вся карта Украины утыкана великими историческими событиями, которые нужно почувствовать, познать... Тогда совсем иначе себя будем чувствовать, — продолжила она. — У многих украинцев такое ощущение: мол, им неинтересно жить в собственной стране. А это лишь потому, что они ничего о ней не знают. Как раз путешествие по своей Родине необходимо осуществлять, чтобы иметь непосредственную связь со своей историей. Кроме того, это дает возможность совсем по- другому чувствовать себя и вообще совершенно иначе жить».

«Начинать учить историю нужно очень рано, причем в разных формах, — подвела итоги главный редактор «Дня». — Может быть, даже из комиксов, вытынанок, рисунков... Нужно, чтобы деть жили рядом не только с Гарри Поттером, а прежде всего — со своими национальными героями».

После окончания разговора школьники еще долго не расходились. Самыми настойчивыми были те, которые твердо решили, что будут поступать на факультет журналистики, а также те, у кого были вопросы «личного» характера... «Я задала Лариса Алексеевне несколько личных вопросов. В частности, считает ли она себя успешной? Какие принципы в жизни исповедует? Какие книги в свое время повлияли на нее? — говорит Валентина Халабуда. — Такие вопросы задаю всем тем, кто мне кажется интересной личностью и о ком хочется узнать больше». «Сегодня я кое-что услышала впервые, а многое из того, о чем знала раньше, прозвучало в интересном изложении, — продолжает Александра Лебедь. — Для меня этот разговор был ярким подтверждением того, что, как говорит Лариса Ившина, нужно много читать, а потом учиться самостоятельно думать». «Я пришел на эту встречу, потому что в моей семье выписывают «День», — делится впечатлениями Евгений Коваль. — Отец всегда советует мне читать эту газету. И хотя я мечтаю быть не журналистом, как большинство здесь присутствующих, а юристом, считаю, что мне необходимо основательно знать историю своего народа. Так как мы много говорим об интеграции в европейское сообщество, мы должны четко осознавать, что Европа знает свои истоки».

«Интересная эмоциональная встреча, из которой можно было много почерпнуть, — отметила учитель истории Людмила Паюк. — Лариса Алексеевна — заметная фигура в украинской интеллектуальной среде. Я даже почувствовала, что ученики ее словам верили больше, чем моим. Ведь в школе существует стереотип: когда учитель ежедневно поучает, пытаясь вложить в юные головы определенные прописные истины, дети на каком-то этапе перестают этому верить. А главный редактор говорила с ними по-взрослому. Я наблюдала, как они хотели соответствовать тому уровню знаний, который она задала. Результаты этой встречи будут видны уже на ближайших уроках истории: дети используют книги «Дня» как важный дополнительный материал».

Надежда ТЫСЯЧНАЯ, фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ