Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Наказание без суда

В этом году в 20 СИЗО Украины умерло почти 100 заключенных
9 ноября, 2007 - 18:50

5 июля в камере Киевского следственного изолятора №13 на улице Дегтяревской арестанты задушили россиянина Олега Орлова. Подозревали, что он был причастен к торговле оружием, в частности к продаже крылатых ракет за границу. Через неделю другого заключенного, Виктора Кожемякина, сокамерник убил таким же образом. Летом в застенках СИЗО погибло еще пятеро арестантов. Последний трагический случай здесь произошел 26 октября — именно в этот день покончил жизнь самоубийством 22-летний киевлянин Николай З. В общей сложности в этом году в следственном изоляторе с роковым 13-м номером по различным причин ушли из жизни 22 заключенных.

По словам Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека Нины Карпачевой, по количеству смертей заключенных в Украине лидируют Лукьяновское, Донецкое и Харьковское СИЗО. Причем значительная часть смертей связана не с насильственными действиями, а с заболеваниями заключенных и безразличием тюремных медиков к состоянию их здоровья. Обострению болезней арестованных способствуют и ужасные условия содержания в следственных изоляторах, и недостаточное финансирование лечения и питания.

— Как утверждает председатель правления Международной лиги защиты прав граждан Украины Эдуард Багиров, в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания условия для жизни ужасные, но еще более ужасает то, что администрация этих заведений не пытается их улучшить. Определенными причинами этого являются низкая заработная плата младшего и среднего руководящего состава учреждений предварительного содержания (в среднем 700 гривен), отсутствие у них социальных льгот и непрестижность этой профессии. Часто упомянутые проблемы приводят и к коррупции в системе. Свежим примером этого является смерть в застенках Лукьяновки Владимира Видрашко от передозировки наркотиков. Подозревают, что наркотические препараты он покупал у работников СИЗО.

— Я считаю, нужно, чтобы Департамент по вопросам исполнения наказаний не отвечал молчанием на предложение сотрудничества с общественными правоохранительными организациями, поскольку самому ему не решить те актуальные проблемы, которые сейчас существуют в следственных изоляторах и исправительных заведениях, — считает Эдуард Багиров.

Еще, как уверяет старший помощник прокурора Киева Дмитрий Соляник, в прокуратуру от заключенных СИЗО приходит немало обращений по вопросу проволочек в расследовании уголовных дел. По некоторым уголовным делам досудебное следствие длится по несколько месяцев, а потом наступает судебный марафон, который, бывает, растягивается и на годы. Все это время человек находится под стражей, несмотря на то, что виновным в совершении преступления его могут признать только после приговора суда. Если же Фемида оправдывает задержанного (хоть редко, но и такое бывает), то ему очень трудно добиться от государства компенсации за моральные страдания и материальные убытки. И правосудие обычно пытается избегать оправдательных приговоров: чтобы избежать каких-либо претензий, судьи назначают обвиняемым именно тот срок заключения, который они отсидели в СИЗО.

— Сейчас в некоторых камерах следственных изоляторов держат по 40 человек. Поэтому вместо определенных законодательством 2,5 квадратных метров, на одного заключенного приходится менее метра жилой площади. Скопление такого количества людей вызывает распространение туберкулеза и других инфекционных заболеваний, не говоря уже о невыносимых условиях проживания. Почему-то сегодня у нас очень распространена практика взятия под стражу — в СИЗО попадают даже за мелкие кражи. Однако всего 24 % задержанных определяют наказание, связанное с лишением свободы. Однако настоящие воры, как правило, в СИЗО не сидят — они имеют опытных адвокатов, которые добиваются их освобождения уже через несколько часов после задержания. Поэтому прокуратуре и судам следует более взвешенно подходить к определению подозреваемому меры пресечения, — говорит председатель общественного совета при министре юстиции Украины по вопросам соблюдения прав человека в заведениях лишения свободы Александр Беца.

Крайне актуальной остается и проблема распространения среди заключенных заболеваемости туберкулезом. Недавно в одном из СИЗО был такой случай, что эту болезнь в застенках подхватил 16 летний парень, однако, когдаон вышел на свободу, медики отказали констатировать заражение в следственном изоляторе и происхождение болезни объяснили так: ее вызвал стресс от пребывания на свободе.

— Большинство медиков в СИЗО работают на 0,5 ставки, а учитывая это, о каком добросовестном выполнении профессиональных обязанностей здесь может идти речь. Поэтому часто никто не обращает внимания на болезни, с которыми поступают задержанные. А отсюда и смертельные случаи, подавляющее большинство которых происходит по причине сердечно-сосудистых заболеваний. Поэтому Департаменту по вопросам исполнения наказаний нужно укомплектовать штат медиков. Причем не теми кадрами, которых уволили с работы по причине низкого профессионализма, а настоящими специалистами. Но для этого нужна и соответствующая оплата их труда, — считает судмедэксперт Валерий Селин.

Начальник управления специальных учреждений, конвойных подразделений и судебной милиции Департамента общественной безопасности Министерства внутренних дел Украины Юрий Мазур также признает, что условия содержания заключенных в следственных изоляторов сегодня ужасные, но на решение этой проблемы он смотрит оптимистично: в планах Кабмина в бюджете на 2008 год предусмотрено около 90 миллионов гривен на строительство и реконструкцию следственных изоляторов и изоляторов временного содержания.

Инна БИРЮКОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ