Вчера курс национальной валюты непрестанно приближался к психологической отметке в 6 гривень за доллар. Так, курс покупки доллара утром составлял 5,1—5,6 гривни, а продажи — 5,65—6,0 гривни. На фоне таких неутешительных новостей банкиры начали говорить о том, что ситуация приобретает уже не спекулятивный, а системный характер. Чтобы исправить ее, необходима срочная валютная интервенция от Нацбанка. В свою очередь, в НБУ уверили, что ситуация находится под контролем, пообещав удовлетворить просьбу банкиров.
«Сегодня спрос (на доллары. — Авт.) определяют банки, которые формируют свою валютную позицию; нерезиденты, которые выводят валюту для того, чтобы возобновить свои позиции за границей — и, как следствие, происходит такая психологическая волна, когда доллар готовы покупать и за 6, и за 7 гривень. Плюс ко всему, экспортеры видят, что вчера доллар на межбанке продавали за 5,45 гривни, сегодня — за 5,75 гривни. Поэтому для них, безусловно, лучше придержать валюту и продать ее позже, потому что она, возможно, будет еще дороже. Импортеры же скупают валюту, потому что у них валютные контракты в декабре, и они думают, что, возможно, лучше купить под них валюту сегодня, ведь какой будет ситуация с валютой в будущем, никто не знает», — говорит «Дню» первый заместитель главы правления ЗАО «Дочернего банка Сбербанка России» (бывший Банк НРБ) Владислав КРАВЕЦ.
Успокоительной таблеткой для банковского сектора сначала было решение Совета Национального банка о существенном расширении валютного коридора колебаний курса гривни с нынешних 4,85 гривни за доллар плюс-минус 4%, до 4,95 гривни за доллар плюс-минус 8%. Следовательно, новые границы гривневого колебания определили в рамках от 4,554 гривни до 5,346 гривни за доллар. Вместе с тем, по мнению членов Совета Нацбанка, нынешний курс на межбанке не соответствует текущей ситуации в экономике и находится под влиянием нерыночных факторов. Вот так Совет рекомендовал правлению Нацбанка сблизить рыночный курс с курсом официальным.
Дальнейшим шагом к стабилизации ситуации должен стать выход НБУ на межбанковский рынок с предложением доллара. На момент сдачи газеты в печать, об объемах интервенций нацрегулятор еще не сообщил. Но руководитель Группы советников главы Нацбанка Валерий ЛИТВИЦКИЙ в комментарии «Дню» подтвердил такое намерение и рассказал следующее:
— Пересмотр официального курсового прогноза — абсолютно естественное явление, ведь в мире произошло много событий с периода мая месяца. А все прогнозы — это дети времени, а время меняется. При этом ориентация Нацбанка на переход к более гибкой курсовой политике не только не пересмотрена, но и дополнительно усилена. Почему? Потому что расширенный диапазон колебаний официального курса гривни к доллару дает больше пространства для осуществления такой политики.
Нынешнюю подвижность рыночного курса гривни можно объяснить несколькими факторами: ослаблением динамики экспорта, резким ростом валютного спроса со стороны «Нафтогаза України» для обслуживания своих долгов, оттоком из страны средств нерезидентов, выжидательной позицией крупных экспортеров, растущим спросом на наличную валюту с боку населения.
Кроме того, Нацбанк считает, что официальный и рыночный курс не будут расходиться на расстояние, опасное для бизнеса и правительства, особенно для импорта. Если мы увидим, что существует вред для импорта в усилении либо ослаблении курса, то мы, соответственно, будем реагировать. На самом же деле, официальный курс двигается, но он является более консервативным по сравнению с рыночным, и поэтому это движение почти незаметно. Но оно отражает отношения бизнеса и правительства.
Наличность же в обменных пунктах не выйдет на заоблачные горизонты, и розничный курс гривни не будет так резко отличаться от безналичного курса. У Нацбанка есть опыт реагирования на такие события. Именно поэтому до конца года средний курс гривни по отношению к доллару будет близким к заложенным правительством и бизнесом в свои планах. Влиять на ситуацию Нацбанк может с помощью интервенций, как на продажу доллара, так и на его покупку, посредством изменчивости официального курса, регулирования ликвидности банков, процентной и резервной политики.
На ситуации отразится еще один фактор — поведение Минфина. Сейчас существует координация действий между ним и Нацбанком. Требуется, чтобы она сохранилась и в дальнейшем. Потому что если мы будем выходить на рынок с определенными интервенциями, то параллельно будем смотреть, как ликвидность движется под воздействием денежной политики Минфина. На самом же деле, монетарная политика — это политика не только Нацбанка, но и правительства также, так как у него есть Казначейский счет и средства в банковской системе. Поэтому мы будем смотреть, чтобы не получалось так, что Нацбанк забирает ликвидность с рынка, а Минфин ее сверх меры расширяет, либо наоборот.