Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Налог на «добавленный PR» стоит Крыму порядка 200–250 миллионов гривен

25 октября, 2000 - 00:00

На самом деле получается, что ввергнутая по воле спикера ВР Крыма Леонида Грача в борьбу за НДС автономия теряет гораздо большие суммы, что приводит к отставанию жизненного уровня крымчан от других областей — средний доход на душу населения здесь уже на 30% ниже, чем в среднем по Украине.

Как стало ясно после приезда в Крым министра финансов Украины Игоря Митюкова, Леонид Грач просто плохо прочитал то, что написано в той Конституции, которой он так гордится и пышное празднование двухлетия которой недавно организовал. Действительно, в Конституции написано, что к полномочиям автономии относится «зачисление согласно Конституции Украины и Законов Украины в бюджет АРК налогов и сборов, которые собираются на ее территории». Однако все те, кто утверждает, что из этого вытекает право автономии на одноканальный бюджет, ошибаются: во-первых, здесь нет слова «все» налоги, а во-вторых, депутаты умышленно «не видят» слов «согласно Конституции Украины и законов Украины», которые написаны в Конституции черным по белому. А они пока не предусматривают того, чего так хочется Крыму. Такая «избирательная позиция» депутатов приводит к тому, что Крым, как разъяснил Игорь Митюков, теряет сотни миллионов гривен…

Как это происходит? В прошлом году бюджетный комитет Верховной Рады Украины, уже отдавая Крыму три налога, вместо четвертого НДС предлагал, чтобы не нарушать «Закон об НДС», получить такую же сумму, но в виде субсидии. Правительство Крыма согласилось, но Верховная Рада решила, что принцип дороже. В результате оказалось, что и принципа нет. Положение о том, что НДС должен оставаться в Крыму, просто высосано из пальца. И денег нет, потому, что кто ж теперь их даст? Крым потерял в нынешнем году на этом порядка 200–250 млн. грн., то есть, примерно по 100 тыс. грн. на каждого взрослого крымчанина! И это в то время, когда крымский бюджет не в состоянии выплатить даже зарплату врачам и учителям, пособия матерям с детьми. Потому и не может, что Леонид Грач считает более приемлемым для себя и парламента бороться с «ветряными мельницами НДС», зарабатывая славу борца за крымские интересы.

Как видно из разъяснений Игоря Митюкова для прессы, именно неуступчивость и неквалифицированная позиция парламента автономии в бюджетном вопросе в 2001 году принесет Крыму еще больший ущерб. Депутаты опять настаивают на формировании одноканального бюджета и разворачивают новую «борьбу» за НДС будущего года. Но бюджетная резолюция на будущий год уже принята парламентом страны во втором чтении, при третьем никто не станет ее менять, угождая крымским амбициям. Ее могли бы и дополнить, если бы этого требовал закон. Однако, как мы уже разобрались с законами, этого не требует даже крымская Конституция. Уважая Крым как регион, бюджетный комитет ВР Украины уже сейчас опять отдал Крыму три налога, в том числе, акциз, но, опять же, не может нарушить свой закон об НДС, а потому в ответ на крымские претензии снова предлагает компенсации. Например, по информации председателя бюджетной комиссии ВР Крыма Людмилы Золотовой, на заседании в Киеве Крыму, из уст зампреда бюджетного комитета Е. Жовтяка, был предложен компромисс: «не оставляя в крымском бюджете налог на добавленную стоимость, не производить изъятия из республиканского в государственный бюджет». И сейчас этот вариант крымскими депутатами отброшен. Значит, и в будущем году Крым по вине своего парламента потеряет около 300 млн. грн. То есть, бюджет автономии, недоиспользует уже больше чем по 100 тыс. грн. в расчете на каждого крымчанина. Вот вам и «автономная конституция»!

Это, однако, еще не все. На самом деле, в Украине, как сообщил, выступая по крымскому телевидению, Игорь Митюков, «одноканальная система работает уже давно, только Крым этого не замечает. Уже полтора года она работает во всех регионах Украины, исключая Крым. Ну, еще Киев, поскольку есть закон о столице, который регулирует взаимоотношения бюджетов. Все остальные области имеют одноканальную систему… Вопрос состоит только в том, чтобы добавить крымскую специфику. Например, Одесская область вчера получала 4-5% от общегосударственных налогов и сборов, собранных на всей территории. С сегодняшнего дня она будет получать 50%, поскольку выполнила план. То же самое в Херсонской области, других областях, которые приближаются к выполнению плана разделения государственных и местных финансов и сборов. Я думаю, что Крыму пора присоединяться…»

Как следует из выступлений министра финансов Украины, он также считает, что взаимоотношения бюджетов центра и регионов несовершенны, однако совершенствовать их следует не оставлением НДС в регионах, а именно тем путем, которым идет вся страна — формированием бюджета на основе нормативных подходов. Присоединится ли к этому процессу Крым?

Это могло бы случиться в двух случаях: во-первых, если бы в Конституции Крыма, был своевременно заложен именно этот принцип формирования бюджета, а не «оставление всех налогов у себя». Во-вторых, раз уже этого не сделано, если бы до этого Верховная Рада Крыма демонстрировала не воинственную неуступчивость в бюджетных вопросах, а способность квалифицированно и с выгодой для Крыма оценивать ситуацию.

Никита КАСЬЯНЕНКО, Симферополь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ