Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Нас слушают денно и нощно

18 ноября, 1996 - 20:32

Невозможно не запомнить плакат времен Сталина с изображением пролетария, который приложил указательный палец к устам и будто бы обращается к созерцателям плаката коротким и выразительным лозунгом «Не болтай!». Мол, вокруг враги, и будь бдительным, чтобы не рассказать им что-то лишнее, какую-нибудь государственную тайну. Это произведение тоталитарного искусства часто выставляют вроде как для иронической иллюстрации журналистских публикаций. Но после того, что я прочел в отчете правозащитных организаций, пришлось задуматься: не стоит ли его использовать в нашей частной жизни без всякой иронии? Конечно, бояться нужно распространения не государственной тайны, а нашей личной.

В обобщенном отчете о состоянии прав человека за 2008 год, который составили и недавно обнародовали Украинский Хельсинский союз по правам человека и Харьковская правозащитная группа, с ссылкой на Верховой Суд приводятся поразительные факты слежки за гражданами. В прошлом году Служба безопасности Украины подала в суды 8323 заявления о выдаче разрешений на снятие информации с каналов связи, наложение ареста на корреспонденцию, применение других технических средств получения информации, связанное с ограничением конституционных прав граждан. При этом глава СБУ Валентин Наливайченко в июле этого года заявил, что украинцев прослушивают намного реже, чем граждан стран Европейского Союза. Тем временем, дело не в абсолютных цифрах. По информации правозащитников, СБУ ежегодно в среднем завершает расследование не более 900 уголовных дел, не больше 700 попадают в суд. Таким образом, «более семи с половиной тысяч санкций получены СБУ не с целью расследования уголовных дел, — делают вывод правозащитники. — Возникает вопрос: с какой целью, если не расследование уголовных дел, осуществлялись такие мероприятия?»

Еще больше, чем СБУ таких запросов сделали руководители оперативных подразделений Министерства внутренних дел — 14 815. Подобные обращения подают и пограничники, прокуратура и налоговая милиция. Если в 2005-м таких документов суды рассмотрели в районе 15 тысяч, то в прошлом году количество их увеличилась в полтора раза.

Автору этих строк доводилось выслушивать хвастливого «приближенного к одному из тел» деятеля, который рассказывал, что слушали того, того и того. При этом он называл фамилии высокопоставленных должностных лиц. То есть в стране прослушиванием занимаются не только те, кому это разрешено законом, но еще и те, у кого есть деньги и кто может позволить себе купить соответствующую аппаратуру.

В августе этого года в Киеве задержали группу лиц, которая прослушивала одного бизнесмена и передала записанные в течение суток материалы заказчику за 900 евро. А сколько таких групп не задержали — остается только гадать. Таким образом, ни у кого из нас нет гарантий того, что нас не прослушают какие-то наши недоброжелатели. И что делать в этой ситуации? Разве что жить жизнью праведника. Потому что во всех остальных случаях мы рискуем, что наше тайное рано или поздно станет явным и вылезет нам боком.

Юрий ЛУКАНОВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ