Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Наши отражения

В Донецкой области произошел беспрецедентный случай: школьники побили учителя музыки
14 апреля, 2009 - 19:52

«Дети — это отражение наших привычек» — уже несколько месяцев жители Киева и других городов имеют возможность созерцать социальную рекламу с такой надписью. С этим сложно не согласиться, но когда слышишь о том как дети избивают ... взрослых, сначала хочется стать на сторону пострадавших. Но получается замкнутый круг, а ведь и дети-агрессоры тоже отражают чьи-то привычки... 30 марта в Константиновке Донецкой области в учебно-воспитательном комплексе (общеобразовательная школа №17) ученики 11-го класса во время урока избили учителя, который проводил урок музыки в 6 классе. Как сообщают информационные агентства, в результате инцидента учитель попал в больницу, получив травму челюсти, многочисленные ушибы и ссадины. По словам заместитель начальника отдела криминальной милиции по делам несовершеннолетних Главного управления МВД Украины в Донецкой области Александра Подолинного, одного из старшеклассников, участвовавшего в избиении учителя уже арестовали. «Один из участников этого инцидента арестован — избрана мера пресечения «содержание под стражей», дальше будет проведено расследование, материалы направятся в суд для принятия решения», — сказал Александр Подолинный и добавил, что 6 апреля было возбуждено уголовное дело по ст. 296 ч.2 Уголовного кодекса Украины (хулиганство, совершенное группой людей).

В свою очередь, начальник Главного управления образования в Донецкой облгосадминистрации Юрий Соловьев отметил, что на месте инцидента работала специальная областная комиссия, которая уже сделала соответствующие выводы. Так, снят с должности начальник Константиновского городского управления образования Владимир Демиденко, а также директор и завуч по учебно-воспитательной работе школы, в которой произошло это ЧП. Начальник Константиновского городского управления образования Владимир Демиденко, комментируя данный инцидент в эфире одного из всеукраинских телеканалов, заявил, что «ничего чрезвычайного не произошло»: «Очень важно сдерживать агрессию. 11-й класс — это ребята, когда идет становление биологическое у них, они очень агрессивные, очень мнительные. Такие случаи наблюдаются в школе каждый день, во всех школах, не только в Константиновке. Этот случай не считаю чем-то чрезвычайным».

При этом Юрий Соловьев заявил, в Константиновке уже есть исполняющий обязанности начальника управления. «А какая судьба учителя? Человек пострадал и моральный дискомфорт чувствует, но он работает и будет работать. По-моему, насколько я понял, неплохой учитель. Потому что если учитель предметник собирает аккордеоны и тому подобное, то это неравнодушный учитель», — добавил он.

Но изменит ли рокировка кадров ситуацию в школах, в частности, в этой, если отсутствие взаимопонимания между учителями и учениками — обычное явление в современных украинских школах? «День» («Дети — о школе будущего» № 57, 3 апреля) писал о том, что наши подростки, вмести со своими сверстниками из европейских стран, больше всего хотят чтобы между поколениями наладился диалог. Именно его они считают залогом успешной учебы и своего развития. Поэтому, возможно, высказывание Владимира Демиденка что такие случаи «наблюдаются в школах каждый день» — недалеко от истины. При этом, ища виноватых, не помешает посмотреть на себя в зеркало.

КОММЕНТАРИИ

Екатерина ОВЧАРЕК, психолог Украинского института позитивной кросс-культурной психотерапии и менеджмента:

— Чтобы что-то говорить о конфликте в Константиновской школе, следует, прежде всего, хорошо изучить все обстоятельства — пообщаться с учителем, избившими учителя учениками, их родителями, педагогическим коллективом, учениками, которые в это время сидели в классе... Мне делать выводы, кто виноват и почему, невозможно и, очевидно, они будут неправильными. Но я убеждена, что в этой школе, как и практически во всех нынешних отечественных, непростые отношения между педагогами и учениками. Дело в том, что дети очень изменились, и это требует иного взаимодействия с ними взрослых людей — родителей и учителей. Если раньше учителя и вообще взрослые могли как-то диктовать детям, то нынешнее поколение уже настолько другое, что просто по команде они действовать не могут, как и не хотят покоряться своеволию взрослых. Такой стиль общения с современными детьми уже не годится. Нам нужно менять учебно-воспитательные подходы — нужно договариваться. Но сегодняшняя педагогическая система не оправдывает себя, поскольку в педагогической среде продолжает существовать подход к детям не как к равным, а как к тем, кто немного ниже. Т.е. у нас сохранилась авторитарная система. Дети это очень чувствуют, потому что у них обострено чувство справедливости. Сегодня они уже готовы к равному общению со взрослым и требуют к себе отношения, предполагающего уважение их опыта. Взрослым же очень непросто строить отношения на таких основах с детьми, особенно если они привыкли, чтобы им подчинялись. А чтобы найти подход, заинтересовать, мотивировать и нормально общаться, между взрослыми и детьми должен быть диалог, а не монолог.

Лидия СМОЛА, советник секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины:

— Рост агрессии у молодежи является абсолютно закономерным в условиях агрессивного общества. Мы можем говорить об ужесточении молодого поколения, что обусловлено тем, что в стране не сформирована определенная система ценностей, которую можно предложить молодым людям. Молодежи не предложили позитивную модель поведения. Поэтому они формируют ее самостоятельно. Проводившиеся исследования, говорят, что приоритетом для молодых людей является семья, что молодежь хочет жить в достатке, но моделей поведения и взаимоотношений, чтобы это стало реальностью, никто не предлагает. Соответствующие государственные органы должны этим заниматься, но, к великому сожалению, этого не осуществляют. Во-вторых, дети и молодежь потребляют информацию из СМИ и видят как в ситуациях каких-то политических конфликтов депутаты «решают» ситуацию драками... А дети являются зеркалом мира взрослых и это подтверждает это избиение. При этом экономический и политический кризисы не содействуют толерантности. Еще одна проблема — что раньше, при всех замечаниях к советской власти, дети были определенным образом задействованы в системе воспитания (пионерия, комсомол). Нынче существует скаутское движение, ряд других общественных организаций действуют много общественных организаций, но мощных движений нет. Есть еще один важный момент: снивелировалось уважение к учителю. Раньше учитель был выразителем ведущих мыслей, идей — учителя несли свет. А как нынче телевидение показывает учителей? Как власть говорит о них? Говорят, что это одна из наименее защищенных категорий людей. Покажите мне на телевидении хотя бы один образ учителя как мудрого, с чувством собственного достоинства человека? Наоборот — говорят, что в школу идут те, кто не может найти лучшей работы, что они — неудачники. В результате этого отношение детей к учителям является непочтительным. Конечно, во многом и педагоги провоцируют это, но мы должны их поблагодарить, что они работают в школах за такую зарплату, которую предлагает государство. Интернет и компьютерные игры дают новые возможности для агрессии: ценность жизни в нем нивелируется, а проблемную ситуацию можно решить при помощи оружия. Кроме того, думаю, что дети часто на учителях вымещают свою неудовлетворенность и нехватку внимания их родителей к ним и, вообще, все жестокое отношение мира, с которым они сталкиваются, видя что есть социальное расслоение, что есть богатые и бедные, те которые могут избежать наказаний и те, которые этого сделать не могут.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ