Академическое искусство диктует свои условия. Оно требует к себе соответствующего отношения и создает атмосферу пафоса и масштабности. Здесь бытуют устоявшиеся образы, характерные пейзажи, узнаваемые сюжеты. Возможность отчетливо это почувствовать сейчас имеют киевляне. В Музее русского искусства открылась экспозиция, посвященная 250-летию Российской академии художеств. На выставке представлено около 60 классических живописных и скульптурных работ выпускников академии - наших современников. Инициатором этого творческого проекта выступила Международная ассоциация выпускников академии, занимающаяся возрождением и развитием академической школы в современном искусстве.
Киев вошел в перечень городов, где экспозиция представлена широкой общественности. Это событие общегосударственного культурного контекста, ведь по решению ЮНЕСКО 250-летие Петербургской академии художеств внесено в перечень дат, которые отмечает все человечество.
- Отмечание 250-летия РАХа - необходимое мероприятие, - настаивают ученые Киевского музея русского искусства. - Необходимое в том смысле, что мы не должны обрывать налаженные связи с Санкт- Петербургом и Москвой. С их академическими наработками украинцам нужно знакомиться.
История Императорской академии художеств (так раньше называлась Российская академия художеств) началась еще в XVIII веке. В 1757 году меценат и куратор Московского университета обратился в Сенат с предложением основать академию художеств. Императрица Елизавета эту идею одобрила, и, таким образом, в этом же году была основана Академия. Это художественное учебное заведение создавалось, прежде всего, как центр подготовки национальных художников и архитекторов, из которых впоследствии должен был сформироваться педагогический состав. Выпускниками академии стали такие классики, как Васнецов, Брюллов, Репин. А также те, кто был причастен и к украинскому искусству, работая над Домом с химерами, Национальной оперой, филармонией. Хотя, по словам ученых музея, украинское академическое искусство всегда отличалось от российского.
- У нас очень мощная украинская и, в частности, киевская живописная школа. Но она совершенно другая. И эта экспозиция российского академического искусства показала эти отличия. Украинская школа отличается большей декоративностью и яркостью, в ней больше европейских инноваций. И хотя позиции в художественном образовании и программа у нас идентичны петербургским, мы имеем свое лицо. Наш менталитет, природа дают абсолютно другой результат, - убеждена одна из сотрудниц выставочного отдела музея.
Среди тех, кто посетил открытие выставки, были различные отзывы. Кое-кому казалось, что экспозиция слишком «молодая»...
- Я ожидал увидеть работы самых известных художников прошлых веков, - говорит один из посетителей экспозиции, - вместо этого в основном вижу полотна относительно молодых художников, хотя и, бесспорно, талантливых.
Впрочем, анонсировалась выставка именно как «презентация работ современных художников». Кроме того, экспозицию нельзя упрекнуть в отсутствии громких имен. Здесь представлены работы президента академии Зураба Церетели, а также скульптура ректора Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, профессора Альберта Чаркина. Ученые Русского музея утверждают, что именно современный срез академического искусства был основной задумкой выставки. Организаторы могли показать работы конца XVIII столетия, но они пошли другим, более интересным путем, представив современников - иногда очень молодых художников, избравших для своей творческой реализации не контемпорари, а классический арт.
Существует неправильная точка зрения, что контемпорари арт - это от того, что человек не умеет держать карандаш в руках и создавать классический академический рисунок, а на самом деле суперсовременным искусством также занимаются выпускники классических академий. Все они проходят академическую школу. Заканчивая академию, выбирают различные пути: кому-то интересно заниматься видео-артом, кто-то остается в классической живописи, а кто- то вообще идет работать на телевидение...