После того, как стихла первая реакция на подписанные руководителями Украины, России, Беларуси и Казахстана документы относительно образования единого экономического пространства, становится очевидным дальнейшее развитие событий вокруг образования вышеупомянутого пространства. Политические силы, а точнее те из них, которые имеют устоявшийся рейтинг у избирателей, пошли по простейшему, можно даже сказать элементарному пути.
Определились два способа восприятия ЕЭП. Первый, с которого все началось, — это попытка анализа реальных экономических последствий, которые может иметь процесс образования пространства, влияние этих последствий на экономику каждой из государств-участниц. После ознакомления с несколькими десятками комментариев специалистов, вмещенных в отечественных СМИ, стало ясно, что из одних и тех же фактов можно делать абсолютно противоположные выводы, оперируя цифрами и ссылаясь на законодательные акты. Вывод: даже инициаторы образования ЕЭП не способны нормально объяснить, для чего это сделано, и что мы все будем от этого иметь.
О том, что российским властям подписание соглашения о ЕЭП нужно, в первую очередь, для повышения рейтинга перед выборами, у нас было написано более чем достаточно. Дальнейший, и вполне логический вывод о том, что функционирование больших и ужасных «наднациональных органов» даже россияне представляют себе достаточно приблизительно, появляется у нас не так часто. Потому что это разрушает уже наши предвыборные построения, которые именно сейчас проявились четко и недвусмысленно. Прочь алгебру сложной политэкономии! Все назад к политической азбуке на уровне «свой-чужой»!
Соглашение о ЕЭП стало той печкой, от которой могут наконец начать танцевать отечественные левые и правые, не рискуя забрести в дебри экономических терминов. Все стало просто и удобно, как в благословенном 1989 году, когда левые были за Союз, а правые — за независимость. Достаточно было сказать избирателю, за что ты выступаешь — и можно было забирать свой процент голосов. Лишние вопросы на счет экономической программы отметались как второстепенные. Возгласы «Україна в небезпеці» или «Родина в опасности», что собственно одно и то же, позволяли когда-то коммунистам и руховцам отбрасывать вопросы, на которые они не могли, не умели или не хотели отвечать.
Что имеем теперь? Руховцы, как в старые добрые времена, требуют импичмента Кучмы за то, что тот нарушил Конституцию и едва не совершил государственную измену. Коммунисты в свою очередь призывают к референдуму по ЕЭП. Грамотные люди понимают, что как импичмент, так и референдум, если и действительно не ограничиваться только заявлениями о них, являются делами заблаговременно безрезультатными. Это если действительно хотеть отстранить Кучму от власти или прислушаться к народному мнению. Если же цель другая? Если требования правых и левых являются только актом занятия пропагандистской ниши?
«Наша Украина» в результате объявления инициативы импичмента получает в пользование давно непаханое и заросшее правоцентристскими будяками поле отстаивания независимости Украины от «московських зазіхань», противопоставляет себя изменникам и так далее по давно освоенной технологии. Коммунисты в свою очередь запрягают хорошо откормленную лошадку вечной дружбы с Россией и отправляются на проверку земель, где когда-то очень неплохо клевало на «борьбу с националистами». Таким образом наши политики получают от ЕЭП не больше, чем российские. На фоне поддержки или неподдержки пространства можно вполне комфортно продержаться на гребне политической волны, напомнив избирателям о себе и своих лидерах.
Говорить в таких условиях о реальных последствиях подписания соглашения о ЕЭП как-то и не подобает. Дело сделано. Поставив свои подписи над документом, руководители четырех государств дали старт избирательным перегонам в двух странах из четырех, где выборы еще не полностью выродились в пропагандистский фарс с прогнозированным результатом. Почти наверняка большинство реальных политических инициатив в Украине будет отныне отбрасываться под удобным и универсальным предлогом: Украина в опасности. Закончится это все после выборов. Будут ли вспоминать на то время о ЕЭП, или соглашение станет такой же мало к чему обязывающей декларацией, как и предыдущие соглашения Украины со странами постсоветского пространства? Трудно сказать. Не до этого сейчас, сами понимаете.