«Детям — о Конвенции ООН о правах людей с инвалидностью» — так называется книга. Проект акцентирует внимание на потребностях граждан с инвалидностью, пострадавших от военного конфликта на востоке Украины. Ведь, по данным Министерства социальной политики Украины, у нас зарегистрировано около 66,5 тысячи внутренне перемещенных лиц с инвалидностью. Еще около 320 тысяч проживают на неподконтрольной территории Донецкой и Луганской областей.
Эксперты отмечают, что в связи с переселением многие дети и взрослые с инвалидностью испытывают двойную дискриминацию: с одной стороны, как переселенцы, с другой — как люди с особыми потребностями. Они страдают от социальной изоляции, нетолерантного отношения, отсутствия инклюзии в школах. Детская версия Конвенции ООН о правах людей с инвалидностью разработана для школьников младших и средних классов, даже создавалась с привлечением детей. Тираж книги сейчас — 2000 экземпляров, ее будут распространять в школах, в частности там, где больше детей-переселенцев и где дети с особыми потребностями. Также электронную версию книги будут распространять через Министерство образования и науки.
Асель ОРМОНОВА, советник по вопросам защиты прав Агентства ООН по делам беженцев в Украине:
— В Украине нужно продвигать принципы инклюзивности, когда все члены общества — как здоровые граждане, так и с ограниченными возможностями или из других стран — чувствуют себя равноценными гражданами. То есть привлечены ко всем сферам жизни общества, удовлетворяют свои социальные, образовательные, личные потребности. Мы работаем с государственными органами, чтобы они брали на свои должности граждан любого возраста, пола, с инвалидностью. Это должно стать нормой во всех организациях.
Благодаря новой книге мы хотим сделать небольшой шаг к инклюзии, к изменениям в обществе. Мы предлагаем упрощенную версию Конвенции ООН о правах людей с инвалидностью, сделанную для детей 6—11 лет. Учителя могут использовать ее на своих уроках. Читатели в первую очередь должны понять, что мы все имеем одинаковые права. Об этом важно говорить детям как можно раньше. Изучение прав должно быть частью общего образования, а не дополнительного, когда мы уже становимся взрослыми. Ведь у детей намного проще, чем у взрослых, воспитывать толерантность, уважение к другим, и к себе — в частности. Мы надеемся, что дети помогут нам распространять эти знания среди своих родителей.