Завтра в Ужгороде начнется V Международный телерадиофестиваль «Мій рідний край». Его цель — «показ конкурсными документальными фильмами, телевизионными и радиопрограммами процесса духовного возрождения национальных меньшинств, культурных достижений и ценностей всех этнических сообществ, которые живут на территории каждой страны». Организаторами фестиваля выступили Госкомтелерадио, Закарпатская областная государственная телерадиокомпания, облгосадминистрация и областной совет. Генеральный спонсор фестиваля — Закарпатский областной комитет СДПУ(О). Рассказать об этом культурном событии более подробно «День» предложил генеральному директору Закарпатской ОГТРК Петру ПЕТРИКУ.
— В этом году в фестивале принимает участие 20 стран, приславших свои программы. Среди них — Китай, Австрия, Словения, Голландия, Сербия и Черногория, Швейцария, Хорватия, Болгария, Германия. И, конечно, Украина (украинские ТРК прислали почти 50 программ). Кроме того, в качестве почетных гостей и наблюдателей на фестивале будут представлены Азербайджан, Молдова и Россия. Таким образом, фестиваль в этом году действительно репрезентативный — 23 страны (в прошлом году было 14).
— А как вы считаете, достаточно ли программ по проблемам национальных меньшинств в украинском информационном пространстве?
— Если в предыдущих фестивалях от Украины принимали участие только государственные телерадиокомпании, которые готовят программы как для национальных меньшинств, так и о национальных меньшинствах, то в этом году очень много уже и негосударственных ТРК (почти половина) — особенно хорошо представлен Восток Украины. И это о чем-то говорит. Но если сравнивать с нашими соседями, особенно с румынами, с венграми, то у них все региональные студии (в первую очередь, речь идет о радио) готовят намного больше программ для национальных меньшинств. В том числе — и для украинских диаспор. Например, в Румынии только за последние несколько лет открылось четыре редакции программ на украинском языке. Кстати, наш фестиваль — это прекрасный повод для журналистов, которые готовят программы для украинцев, проживающих в Словакии, Венгрии, Румынии, Литве, Польше, пообщаться между собой и обсудить общие проблемы.
— Отражают ли программы, представленные на фестивале, — и украинские, и зарубежные — реальные проблемы нацменьшинств? Идет ли речь о наглядной «фольклористике»?
— Нет, никаких «концертных вариантов». Если говорить, например, о программах для украинцев за границей, особенно о тех, которые выходят регулярно (например, раз в неделю), то это программы, показывающие реальную жизнь украинских диаспор, в том числе, конечно, и культурную, и политическую, и социальную, и экономическую. То же можно сказать и о программах, которые делаются о национальных меньшинствах в Украине (и для них). На фестивале мы допустили к конкурсу почти 200 программ — ни одной нет чисто фольклорной. Это может быть репортаж с праздника (например, венгерская студия сделала репортаж с праздника ромов), но это, опять же, — не только песни, но и проблемные интервью.
— Как вы вообще оцениваете деятельность отечественных СМИ по повышению уровня толерантности в нашем обществе? Или, возможно, вам известны случаи, когда именно СМИ обостряли какие-то межнациональные конфликты?
— К нашему счастью, за пять лет существования фестиваля у нас не было ни одной программы, которая была бы конфликтной с точки зрения того или иного национального меньшинства, проживающего в той или иной стране. Принцип толерантности для нас является основным. Кстати, идея проведения фестиваля возникла в 1998 году на одной из международных конференций, во время известных событий в Югославии, основанием для которых стали именно межнациональные отношения. И мы решили объединить журналистов, готовящих программы для национальных меньшинств, и показать, что именно СМИ, в первую очередь, электронные, должны содействовать миру и согласию, показать, что может произойти, когда этого нет.
В этом году к проведению фестиваля подключилась также Европейская ассоциация этнического вещания (Австрия). И кроме просмотра программ (это само собой), у нас будет очень много «круглых столов», тренингов, обсуждений острых вопросов и тому подобное. Кроме того, мы программы фестиваля транслируем по областном ТВ и радио, так что их могут посмотреть не только члены жюри и участники фестиваля, но и все зрители области.
— А на общенациональный уровень выходить не пытались?
— К сожалению, в предыдущие годы нам этого не удалось сделать, хотя это декларировалось и УТ-1, и Украинским радио. Но в этом году на фестиваль приезжает представитель «Интера», который будет отбирать программы. Вынужден сказать, что, к превеликому сожалению, фестиваль имеет, возможно, больший резонанс за границей, чем у нас. Литовское ТВ, например, даже получило грант на съемки фильма о нашем Пятом фестивале — для трансляции на общенациональных каналах Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Эстонии, Латвии и Литвы...
— А как вы считаете, почему фестиваль имеет больший резонанс за границей? У нас нет межнациональных проблем?
— Огласку за границей можно объяснить еще и тем, что сегодня фестиваль такого содержания — единственный в Европе. А в связи с тем, что наши ближайшие соседи вступают в Совет Европы, а одним из главных условий для этого является поддержка национальных меньшинств, фестиваль сейчас является довольно популярным у них. А мы просто сами себя не научились как следует рекламировать...