Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Немецкое счастье

23 сентября, 2003 - 00:00

Выставка «Kunstraum Deutschland» в Центре современного искусства при Киево-Могилянской академии производит впечатление некоторой пестроты, разбросанности в том, что касается художественного наполнения.

В самом деле, здесь экспонируются произведения столь же известных, сколь и разных персон. У каждого своя манера, своя жанровая ориентация, свой темперамент, что ли. Первооткрыватель видео- и медиа-арта Нам Джун Пайк с его нагромождениями мониторов бесконечно далек от строгого, рационального мастера концептуализма Джозефа Кошута, равно как и от довольно традиционного армана де врие. Пожалуй, единственное, что объединяет этих творцов, — то, что каждый в свое время успел пожить и поработать в Германии. И здесь немцам, конечно, можно только позавидовать.

Впрочем, то, что казалось раньше режущей кромкой радикализма, ныне оборачивается уютной стариной. Таково «Свечное телевидение» Пайка. Свеча, горящая внутри выпотрошенного корпуса старенького, наверняка еще черно-белого телевизора, умиляет и настраивает на лирический лад, как и «Обитатель Интернета» того же художника — почти комическое существо, составленное из корпусов старинных радиоприемника и телевизора, в которых мигают нонстоп уже современные экраны, увешанные раритетными фотоаппаратами и телекамерами. Напротив этих образчиков старомодного ТВ — остроактуальные композиции Магдалены Етеловой, фотографии военных укреплений времен Второй мировой с выполненными на них, белым по темному, тревожными сентенциями наподобие «Площадь насилия».

Работы Етеловой внешне похожи на композиции Кошута. В основе последних, однако, лежат принципиально иные концепции. Собственно, там и нет ничего, кроме концепции, максимально свободной от каких- либо средств выражения. Направление, которого Кошут придерживается уже несколько десятилетий, так и называется — «концептуализм». В ЦСМ представлены несколько типичных для этого художника панно, оформленных в виде словарных статей, где толкуются значения таких слов, как «пурпурный», «громкость» и «сковородка». Лишь слова и буквы, ничего более, правда, последнее «полотно» воистину революционно — к нему прилагается настоящая, увесистая сковорода.

Арман де врие — художник, принципиально пишущий свое имя с маленькой буквы — напротив, среди всех прочих выглядит на редкость уравновешенным, почти классичным. «Поляна», скомпонованная из сухой травы на белом листе, или аппликация из сухих листьев «2 дня под оградой из терна — октябрь» — в этом есть что-то теплое, даже детское.

Вообще, вернисаж, который должен был собрать лидеров авангарда, выглядит достаточно традиционно. Большая часть произведений — живопись, и живопись очень хорошая. Пластичные, насыщенные абстрактные холсты Пера Киркби (по-моему, лучшее из всего представленного), графика Тони Крегга, мощный экспрессивный «Флаг 9-4-85» Армано, расписанные металлические объекты «Здесь и там» Айзе Эркмена — вместе выходит настоящий экскурс по современным живописным стилям. В русле нынешнего общего возвращения к холсту — очень даже современно.

Ну и, повторюсь, немцам можно позавидовать. Они сумели все это вовремя разглядеть и собрать. Как подумаешь, сколько мировых имен, основателей разнообразных «-измов» в искусстве не просто прошли через Украину, но родились и выросли здесь, и сколько от них у нас осталось...

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ